Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения

Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия, но и религия продолжала питаться идеями, заложенными греческими философами.

Ориген (185—253) обогащает христианскую мысль сокровищами античной учености, отталкиваясь от учения Платона. Он резко противопоставляет душевное и телесное в человеке. Целью человеческой жизни является созерцание Бога, борьба со страстями и освобождение от них.

Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350—430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной частью души, в которой заключена идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.

Учение Фомы Аквинского (1225—1274) в XIII в. тоже базируется на понятиях греческих философов, в частности Аристотеля. Фома развивает идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой в иерархическом порядке располагаются растительный, животный и разумный типы души. Каждый из них отвечает за порождение различных психических явлений соответственно: ощущения, представлений и понятий.? Только разумная душа, как и в учении Аристотеля, обладает бессмертием, в то время как растительная и животная смертны. Фома Аквинский также конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его как последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего мира.

В то же время, наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов, психология Средневековья занимается и новыми проблемами.

Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

Гуманисты эпохи Возрождения, которые приходят следом, подымают так называемые сократические вопросы, связанные с личностью, достоинством человека и его местом в мире. Основная заслуга философов Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный оби-

ход доаристотелевские представления о материальном состоянии души и подкрепили их обширными открытиями в области анатомии и техники, а также задействовали свои открытия в практической деятельности— в педагогике, архитектуре, живописи. Открытия Леонардо да Винчи можно считать уникальными. Он предвосхитил биомеханику — науку XX столетия, моделируя движения живых существ в технических устройствах, учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений (например, конструируя крылья). Ему же принадлежит система основных эмоциональных состояний — аффектов, которые может испытывать человек. Ими являются радость, горе, распря и усилие.

Таким образом, в течение многих веков душа является предметом рассуждения античных философов и богословов эпохи Средневековья и Возрождения, а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РАЗДЕЛ I. ОБЗОР МОДЕЛЕЙ, РЕПРЕЗЕНТИРОВАВШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ О ТРУДЕ В ДРЕВНОСТИ И В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
АЛГОРИТМ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭПОХУ АГРЕССИИ
1. Представления о труде в древности и в эпоху феодализма
ПСИХОЛОГИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ И «ПОНИМАЮЩИЙ МЕТОД» В КРИЗИСНУЮ ЭПОХУ
СРЕДНЕВЕКОВОЕ МЫШЛЕНИЕ (MEDIEVAL THINKING)
КОЛОДИЙ А. ИЗНАСИЛОВАНИЕ КАК СТРЕМЛЕНИЕ К ДОМИНИРОВАНИЮ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
5.3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ
2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
Третья перинатальная матрица: БПМ-3 (борьба смерти и возрождения)
Четвертая пери нагальная матрица: БПМ-4 (переживание смерти и возрождения)
Явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и раз-витие школьной профориентации.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ
ИСЦЕЛЯЮЩИЕ МЫСЛИ
Сила мысли
ОТ ОБРАЗА К МЫСЛИ
Духовные и прагматические мысли и эмоции
ЧАСТЬ II СИЛА МЫСЛИ РОЖДАЕТ УВЕРЕННОСТЬ
ЧАСТЬ IV СИЛА МЫСЛИ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ
Добавить комментарий