РЕАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Психология является по преимуществу экспериментальной наукой: боль-
шинство ее теорий и моделей основано на фактах, добытых в лабора-
торных условиях. Однако далеко не все интересные психологические
феномены на сегодняшний день можно смоделировать эксперименталь-
но. К таким феноменам относятся и многие аспекты творчества, кото-
рое в реальных условиях вытекает из всего контекста жизни человека,
порой годами идущего к главному произведению или открытию своей

Исследовательское поведение

жизни. В связи с этим большой интерес для научной психологии пред-
ставляют свидетельства талантливых людей о процессах их творчества.
Самоотчеты, вызывающие доверие своей согласованностью, подчеркива-
ют значительную роль бессознательного. Эти свидетельства, однако, вы-
являют разную картину в сферах художественного и научного творчества.
Начнем с поэтического творчества. Почти общим местом у поэтов ока-
зывается утверждение о том, что творчество происходит у них как бы само
по себе, без их участия, под чью-то диктовку. Вот что, например, говорит
о своих стихотворениях А.Ахматова:

А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.

(Последнее стихотворение. 1 декабря 1959 г. Ленинград)

Великолепное описание принадлежит И. Бродскому : «Пишущий
стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или попрос-
ту диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как прави-
ло, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается крайне удивлен тем,
что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал… Пишу-
щий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение —
это колоссальный ускоритель сознания, мышления, миросозерцания. Ис-
пытав это ускорение однажды, человек уже не в состоянии отказаться от
повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как
впадает в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в по-
добной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». У И.Брод-
ского инстанция, диктующая стихотворения, именуется языком. А. Пуш-
кин и А. Ахматова любили называть ее Музой.

Следствием непроизвольности творчества, независимости от сознатель-
ного намерения становится деление жизни человека на 2 части: личную и
творческую.

Пока не требует поэта к священной жертве Апполон,

В заботы суетного света он малодушно погружен.

Молчит его святая лира, душа вкушает хладный сон,

И средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется…

(А.С. Пушкин. Поэт. 1827 г.)

Итак, процесс поэтического творчества не удается произвольно вызвать,
его результат не соответствует ожиданию, творчество приводит к перерож-
дению человека, оно становится притягательным, как наркотик.

Примечательно, что, казалось бы, родственное поэтическому творчество
писателя-прозаика осознается писателями совсем по-другому. Дело, по-

видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя — образ или
сюжет— оформляется в языке, что требует скорее техники, чем вдохнове-
ния.

В поэзии процесс творчества происходит в момент связывания мыс-
ли со словом, в результате чего технический процесс оформления мысли
практически отсутствует. В результате в работе прозаика значительное ме-
сто занимает стадия реализации замысла. В этом плане поэзия является,
возможно, наиболее чистым видом творчества.

Различия между видами творчества станут еще более явными, если мы
затронем работу ученого и изобретателя. Многочисленные исследования
биографических материалов позволили установить типичную последова-
тельность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наибо-
лее известное описание стадий предложено Уолласом, хотя есть сходные
классификации других авторов. На первом этапе ученый предпринимает
длительные и упорные попытки найти решения проблемы, которые, од-
нако, не приводят к успеху. Затем следует пауза, период отдыха, после ко-
торого в голову может неожиданно придти нужная идея. Для того чтобы
идея появилась, оказывается нужен определенный период «инкубации»,
когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее по-
мимо его сознания происходит какая-то скрытая работа, проявляющаяся
в «озарении». На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит
решение проблемы.

Одно из наиболее ярких свидетельств описанного феномена принадле-
жит великому математику Анри Пуанкаре. Вот один из его примеров. «В то
время я занялся изучением некоторых вопросов теории чисел, не получая
при этом никаких существенных результатов и не подозревая, что это мо-
жет иметь малейшее отношение к прежним исследованиям. Разочарован-
ный своими неудачами, я поехал провести несколько дней на берегу моря и
думал совсем о другой вещи. Однажды, когда я прогуливался по берегу, мне
…внезапно, быстро и с…мгновенной уверенностью пришла на ум мысль, что
арифметические преобразования квадратичных форм тождественны преоб-
разованиям неэвклидовой геометрии» (цит. по: [Пуанкаре, 1981, с. 360]). Там
же А. Пуанкаре описывает, как другая идея пришла ему в голову, когда он
ставил ногу на подножку омнибуса и вел светский разговор.

Отличие от художественного творчества налицо. Этап озарения является
мгновенным против достаточно долговременных периодов вдохновения у
поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тог-
да как у художника результат нередко уходит от цели. Наконец, подгото-
вительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он
достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения
цели, то у художника он, по-видимому, неотличим от суеты повседневной
жизни. Собирание материала для поэмы является прообразом этой подго-
товительной работы, которая не служит достижению цели — это лишь за-
готовка материала.

Отличие процессов творчества в этих сферах связано, конечно, с осо-
бенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в по-
знании, в случае искусства — в создании. В этом плане творчество инже-

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ САМОРЕГУЛЯЦИИ
СКОЛЬКО РЕАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЧИСЕЛ?
ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Реальные и искусственные ограничения
Вживление группы в реальную среду
Гусева О.А. реальные и желаемые жизненные достижения
2.1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВОЛЯ РЕАЛЬНЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ явлением?
Глава 4. Формирование навыков реальной организаторской деятельности
ДИССОЦИАЦИИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ И РЕАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РЕАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ.
9.4.1. РЕАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ В СВЕТЕ ПЕРСПЕКТИВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ: ЧЕМУ ОНО УЧИТ?
5.5. Психосемиотическая организация сознания в реальной и виртуальной коммуникации
Определяя среду как реальную действительность
3.1. ОПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (ПРОБЫ 1 И 2)
Г л а в а ПСИХОЛОГИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ
Бесполезность творчества
ВОЛЯ КАК РЕАЛЬНОЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
РАБОТА ТЕРАПЕВТА С РЕАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Добавить комментарий