Релятивность

Своеобразие метаиндивидуального мира во многом можно понять лишь в том случае, если по отношению к нему наблюдатель будет занимать особого рода позиции.

Наблюдатель может принимать за «точку» отсчета: (а) мир и с этой точки зрения рассматривать ИИ, (б) ИИ и с точки зрения ИИ рассматривать ее мир, (в) учитывать первую и вторые позиции одновременно (ср. М. С. Каган, А. М. Эткинд, 1989). Очевидно, что первая и вторая позиции закрывают возможность раскрыть метаиндивидуальный мир таким, каким он показан здесь. Лишь третья позиция наблюдателя является адекватной для того, чтобы «увидеть» метаиндивидуальный мир как процесс и результат взаимодействий, а также все его признаки, обозначенные в предыдущих параграфах.

Но это только одна сторона проблемы. Другая ее сторона состоит в том, что как только мы начинаем замечать «поведение» обоих партнеров по взаимодействиям в равной степени, обнаруживается релятивность их позиций, роли и места по отношению друг к другу.

Ни один из признаков, конституирующих метаиндивидуальный мир, не является абсолютным. Напротив, каждый признак приобретает какое-либо значение лишь в соотнесении со своей противоположностью. О двойственности качественной определенности ИИ можно вести речь лишь в соотнесении ИИ с объектами ее мира; и наоборот, о двойственности качественной определенности объектов мира индивидуальности можно говорить, лишь соотнося их с ИИ. Соответственно полицентричность, многомерность, полидетерминированность, полифоничность активности также приобретают релятивный характер.

Возьмем, к примеру, процессы объективации – субъективации. Каждый из этих процессов может рассматриваться со своей противоположной стороны. Процесс объективации включает в себя не только субъектные формы существования объекта (позиция мира: объект отражается в сознании ИИ), но и объектные формы существования ИИ (позиция ИИ: субъект рефлексирует себя через объект). Соответственно процесс субъективации включает в себя не только объектные формы существования субъектного содержания (позиция ИИ: она воплощает себя в объекте), но и субъектное содержание объекта (позиция мира: объект подвергается субъектным искажениям).

Релятивный подход усиливает возможности применения системного подхода к метаиндивидуальному миру и взаимодействиям, совершающимся в нем.

Системный подход ориентирует, в частности, на выявление многоаспектности изучаемого предмета (см. напр. В. П. Кузьмин, 1982а,б). В свою очередь, опора одновременно на разные точки отсчета позволяет раскрывать относительность (и соотносительность) качественных особенностей предмета в зависимости от того, в какой системе данный предмет подвергается изучению и с какой системой при этом он соотносится.

Все вышеизложенное можно обобщить следующим образом (см. табл. 2).

Таблица Признаки, конституирующие метаиндивидуальный мир

Родовое понятие Конституирующие признаки Их главные особенности
Полисистемный способ существования метаиндивидуального мира 1. Полицентричность Существование нескольких центров в метаиндивидуальном мире
2. Многомерность Развертывание процессов субъективации и объективации
3. Полидетерминированность Наличие внутренних и внешних источников, каузальных и телеологических (целевых) типов детерминаций
4. Полифоничность активности Реализация 4-х форм активности в соответствии с разными источниками и типами детерминации
5. Релятивность Зависимость определения места и роли ИИ и объектов ее мира в их взаимодействиях друг с другом от позиций наблюдателя; признание релятивности метаиндивидуального мира
Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА 6. РЕЛЯТИВНОСТЬ МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОГО МИРА
6.1.4. Отображение и воплощение
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
6.1.1. Общее понятие о содержании и форме
6.3. Цели и средства
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И МИР В ЗЕРКАЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
ОСОЗНАНИЕ ПРИЧИНЫ НАСТРОЕНИЯ.
5.1. Метаиндивидуальный мир как полисистема
Общие представления о метаиндивидуальном мире
Бутаков Д.Б. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
2.3. Роль позиции наблюдателя при исследовании взаимодействий
СТАРЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ (AGING AND INTELLIGENCE)
1.2. Мир как человеческое бытие
ДРУГОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ
Добавить комментарий