РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ

С изменением моделей человека меняются методологические представления о характере его взаимодействий с миром.

Методологически проблема человека и мира разрабатывается по меньшей мере в трех аспектах: мир – как человеческое бытие, как жизнедеятельность человека (С. Л. Рубинштейн); мир – как жизненный мир (Ф. Е. Василюк) или как жизненные отношения (Д. А. Леонтьев); мир – как жизненный мир человека с учетом двойственности качественной определенности и человека, и его жизненного мира (Л. Я. Дорфман).

В мире человек выступает прежде всего как субъект. Рассмотрение человека как субъекта по отношению к миру означает преодоление безличности бытия, преодоление трактовки его только как предметности, вещности. Но и сам мир характеризуется мощным потенциалом детерминации по отношению к человеку, хотя с появлением человека бытие приобретает новое качество объекта. Здесь имеет место обоюдность детерминации объекта и субъекта. Причем внутри бытия субъект и объект – это всегда единая нераздельная система, они соотносительны и не существуют друг без друга.

Онтологический подход к человеку и миру позволяет преодолеть концептуальный разрыв между ними, интегрировать понятия сущности и существования, обратить внимание на активность субъекта, в конечном итоге, выработать методологические основания для гуманистического понимания человека.

Онтология жизненного мира наиболее отчетливо проработана в отношении мира в целом. Например, проводятся различия между вещью, стоящей в каком-то отношении к другим вещам, и этой же вещью, которая берется в отношении к человеку. Так становится очевидной двойственность качественной определенности вещей. Что же касается человека, внешняя детерминация его активности рассматривается как ведущая. Предметная действительность инициирует совокупность деятельностей человека. Однако эта инициация совершается не прямо, непосредственно, а опосредованно – через собственную активность человека.

Учет инициирующих потенций человека к миру создает необходимость расширить, во-первых, представления об онтологии жизненного мира; во-вторых, об истоках его детерминации. Разработанное мной положение о двойственности качественной определенности человека (как системы и как подсистемы других систем) и двойственности качественной определенности жизненного мира позволяет обнаружить особого рода почву, на которой совершаются взаимодействия человека с теми или иными фрагментами жизненного мира и которая обусловливает своеобразие самого характера таких взаимодействий.

В этих взаимодействиях человек изначально вживлен в мир.

Но когда он выступает в качестве системы и в качестве подсистемы других, чем он сам, систем, фундаментальным образом различается сам характер взаимодействий. Человек и его жизненный мир взаимно проникают друг в друга. При этом их сущности и их существование оказываются в известном смысле как бы распределенными между ними, а между собой лишь частично совпадающими: сущность личности не совпадает со способами ее существования, если она выступает в качестве подсистемы родо-видовой системы; так же и способы существования жизненного мира не совпадают с его сущностью, когда он выступает в качестве подсистемы системы, которую создает человек и распространяет на свой жизненный мир.

Этими обстоятельствами, в первую очередь, и обусловливается своеобразие взаимодействий человека и его жизненного мира, их полисистемный способ существования и многомерность.

Позиции человека как системы и как подсистемы других систем не тождественны позициям человека как субъекта и как объекта. Человек в равной степени обнаруживает качества субъектности и объектности, будучи и системой и подсистемой, хотя в том и другом случаях обнаруживаются различающиеся источники и основания для выполнения им этих ролей.

На теоретико-экспериментальном уровне по меньшей мере в трех направлениях разворачиваются исследования взаимодействий личности (индивидуальности) с миром. Во-первых, разрабатываются интерактивные модели личности и темперамента; во-вторых, изучаются стили активности, поведения и деятельности как звенья, опосредующие взаимодействия индивидуальности с миром; в-третьих, утверждается релятивный подход к взаимодействию, когда его особенности выводятся из признания факта сосуществования неодинаковых систем отсчета по отношению к его участникам.

Однако, между методологическим и теоретико-экспериментальным уровнями исследований данной проблемы сложился некоторый концептуальный разрыв. Следует предположить, что его возникновение может быть обусловлено либо тем, что на методологическом уровне в схемах взаимодействий человека и мира гипертрофируется роль одной из сторон за счет другой, (что отражается на самом понимании взаимодействий. Либо, напротив, схемы взаимодействий методологически проработаны, но не восприняты (или не усвоены) на уровне теоретико-экспериментальных исследований.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ
Резюме.
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
Резюме
РЕЗЮМЕ
Добавить комментарий