РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ

Существует определенный фрагмент реальности, который никак не может попасть в поле зрения психологов и фактически выпадает из теоретических схем, которые они создают. В качестве такового выступает мир индивидуальности. Наиболее проработанной теоретической основой для постановки данной проблемы является теория ИИ, созданная В. С. Мерлиным. Эта теория стала исходной и основополагающей при определении мира индивидуальности как специального предмета настоящего исследования.

Фундаментальный вывод, который следует из теории ИИ, заключается в том, что ИИ, с одной стороны, и социальная действительность, в которую она включена или включается, с другой стороны, представляют собой нетождественные друг другу системы. Они устроены неодинаковым образом, а способы их существования подчиняются законам, действующим в разных по масштабу фрагментах реальности. Будучи уникальной системой, ИИ одновременно и несводима к социальным системам, и автономна (свободна) по отношению к ним (и от них).

Иерархический способ организации и многоуровневость, единство процессов интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными свойствами — таковы главные особенности устройства ИИ как большой системы.

Связи ИИ с внешним окружением осуществляются посредством индивидуальных стилей деятельности и общения. Кроме этого, в самой ИИ имеются особого рода метаиндивидуальные свойства, которые как бы выносят ее в пространство межиндивидных связей. В свою очередь, и социальная действительность оказывает существенные влияния на ИИ. Во-первых, существуют социально-психологические предпосылки и объективные условия становления и развития индивидуальных стилей деятельности и общения. Во-вторых, метаиндивидуальность обусловлена не только внутренними, но и внешними источниками детерминации.

Между тем в теории ИИ имеют место известные концептуальные проблемы. Они должны быть отрефлексированы для того, чтобы вычленить мир индивидуальности как особый предмет исследования и определить подходы к его изучению.

Изучая индивидуальность и ее взаимоотношения с социальной действительностью, В. С. Мерлин применил принцип системности к индивидуальности (представив ее как ИИ) и к ее стилям (с их операциональной и инструментальной стороны). Но им не были специально осмыслены последствия системных позиций ни ИИ в ее взаимоотношениях с отдельными фрагментами действительности, ни этой действительности в ее взаимоотношениях с ИИ как самостоятельной системой. Фундаментальный пробел этой теории в том и состоит, что с одной стороны, ИИ показана в ней в качестве самостоятельной системы, а с другой, логика «поведения» ИИ как именно самостоятельной системы прерывается в ее взаимоотношениях с внешним окружением.

Вышеобозначенный пробел порождает некоторые частные, производные от него, проблемы в понимании сферы действия телеологического и каузального типов детерминаций, ИИ и ее стиля деятельности, при сопоставлении понятий ИИ и метаиндивидуальности.

Два вопроса возникают на пути к постановке проблемы мира индивидуальности: (а) о взаимоотношениях ИИ и социальной действительности; (б) о социальных «пространствах», в которых эти взаимоотношения возникают.

К взаимоотношениям ИИ и социальной действительности применен интерактивный подход.

С позиций этого подхода взаимодействующие системы являются одновременно и независимыми, и зависимыми, взаимопроникающими и взаимообособляющимися, изменяющими другие системы и изменяемыми под их влияниями. Взаимодействующие системы следует понимать как взаимопроникающие (в этом случае они выступают в качестве систем с расширяющимися границами) и в то же время как взаимопроникаемые (тогда они выступают в качестве подсистем других систем, взаимодействующих с ними) образования.

Чтобы применить интерактивный подход к ИИ, ее необходимо как бы развернуть «лицом» к социальной действительности. В концептуальном плане такой «разворот» влечет за собой целый ряд новых следствий, причем, для понимания ИИ, социальной действительности и их взаимодействий между собой.

Что касается социальных пространств, в которых разворачиваются вышеобозначенные взаимодействия, то следует различать собственное пространство социальной действительности и социальное пространство собственно ИИ. В разных пространствах социальная действительность выполняет неодинаковые функции. В одном она существует по логике объекта, в другом — по субъектной или субъект–объектной логике.

Эти различия зависят от того, кто находится в центре бытия: социальная действительность или ИИ.

Если в центр бытия помещается социальная действительность, она становится базовой системой отсчета для определения роли и места в ней ИИ. И напротив, если в центр бытия помещается ИИ, она же становится базовой системой отсчета для определения роли и места в ее жизни социальной действительности. Социальное пространство собственно ИИ есть мир индивидуальности.

Несмотря на то, что мир индивидуальности оказался за рамками объекта и предмета теории В. С. Мерлина, этот мир приобретает определенные очертания при условии рефлексии некоторых следствий, неявно предполагаемых теорией ИИ. Интерактивный подход к взаимодействиям ИИ с социальной действительностью и выделение в последней социального пространства собственно ИИ как раз представляют собой такие шаги, которые открывают мир индивидуальности для теории ИИ и позволяют наметить тем самым мир индивидуальности как предмет специального исследования.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ ПО РАЗДЕЛУ
РЕЗЮМЕ
Резюме.
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
Резюме
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
Добавить комментарий