РОЛЬ ЗРЕНИЯ В ПОДДЕРЖАНИИ РАВНОВЕСИЯ

Такие явления, как самодвижение и постуральное влияние, подчеркивают роль зрения в ориентации тела в пространстве. То, что зрение играет решающую роль в поддержании стабильной позы и баланса, очень легко доказывается. Стоя на одной ноге, согните вторую ногу в колене и поднимите ее так, чтобы колено оказалось на уровне талии. С открытыми глазами вы, скорее всего, выполните это упражнение без всякого труда. Но закрыв глаза, вы буквально через несколько секунд почувствуете, как вам трудно удерживать равновесие. Этот простой эксперимент показывает, какую роль в нашей способности постоянно и без проблем «настраивать» мышцы на поддержание равновесия играет зрительная система.

Интересно отметить, что постуральное влияние и трудность поддержания равновесия в описанном выше опыте, являющиеся следствием отсутствия визуальной информации, могут быть легко уменьшены стоит лишь положить палец на устойчивую поверхность. Это свидетельствует о роли тактильной стимуляции в поддержании вертикального положения тела (Jeka & Lack- ner, 1994).

Это вполне понятно, ибо раскачивающаяся комната — это полный аналог оптической стимуляции, которая обычно возникает, если человек раскачивается взад-вперед. Следовательно, в том опыте, в котором стены и потолок надвигались

10. Влияние визуальной сцены на постуральную

10. Влияние визуальной сцены на постуральную

нестабильность

Когда потолок и стены, окружающие неподвижного наблюдателя, начинают раскачиваться, наблюдатель начинает раскачиваться в такт. Как показано на а, когда комната «надвигается» на неподвижного наблюдателя, воспринимаемая им визуальная сцена такая же, как обычно бывает при движении вперед; в качестве компенсаторной постуральной «настройки» в данном случае выступает движение наблюдателя назад.

Точно так же, когда комната «уходит» от неподвижного наблюдателя, б, возникает визуальная сцена, которую наблюдатель видел бы, если бы пятился назад, роль компенсаторной «настройки» в данной ситуации играет наклон вперед

на неподвижного наблюдателя, они точно так же стимулировали зрительную систему наблюдателя, как ее стимулировали бы его наклоны вперед в неподвижной комнате. И поэтому, чтобы скорригировать, или компенсировать, кажущееся движение вперед, наблюдатель отклоняется назад. Соответственно когда раскачивающаяся комната «уходит» от неподвижного наблюдателя, его зрительная система стимулируется точно так же, как при наклоне назад, и он наклоняется вперед.

И дети, и взрослые ведут себя в раскачивающейся комнате одинаково, однако постуральное влияние сильнее сказывается на детях, которые нередко не только теряют равновесие, но и падают в направлении движения раскачивающейся комнаты (Butterworth & Hicks, 1977, Schmuckler, 1997)

Постуральная «настройка» является реакцией на одно лишь изменение визуальной сцены без всякой соответствующей вестибулярной стимуляции Навязанные зрением ощущения движения часто оказываются эквивалентными тем ощущениям, которые вызывают реальные движения тела Это позволяет предположить, что одно лишь движение визуальной сцены способно оказывать на нервную систему индивидуума влияние, похожее на стимуляцию вестибулярных органов Известно, например, что некоторые кортикальные клетки низших животных реагируют как на непосредственную стимуляцию вестибулярных органов, так и на движение визуальной сцены (Daunton & Thomson, 1979, Dichgans & Brandt, 1978)

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
6.2.2. МОТИВАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИНЦИПА РАВНОВЕСИЯ
ГОМЕОСТАЗ: ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
ГЛАВА РАВНОВЕСИЕ И ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
ПОДДЕРЖАНИЕ
РАВНОВЕСИЕ.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ
Глава 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ: РАЗВИТИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
3.2. Механизмы защиты и поддержания самоотношения
МЕТОДИКИ ПОДДЕРЖАНИЯ БАЛАНСА ЭНЕРГИИ
ТЕНДЕНЦИЯ К РАВНОВЕСИЮ, КАК ПРИНЦИП ФИЛОСО-ФИИ И ЕГО ВОЗМОЖНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Глава 9. Поддержание высокого уровня личной работоспособности
ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ
УПОРСТВО: ПОДДЕРЖАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕНДЕНЦИИ ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
ОСТРОТА ЗРЕНИЯ
РЕЛЯТИВИСТСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Добавить комментарий