Розова И. А. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ В КРАСНОЙ АРМИИ И БЕЛОЙ ГВАРДИИ

Сама ситуация противостояния (войны) провоцирует поиск четких критериев, разделение мира на черное и белое, хорошее и плохое. Идеал (в том числе и гендер-ный) в этой ситуации необходим, как необходимо и осознание собственной линии поведения (гендерной роли). В большой степени этому способствует и экстремаль-ность ситуации: идет не просто война, но война между своими, гражданами одной страны. Необходимость самооправдания (и опять-таки четких критериев: почему я так делаю) в такой ситуации увеличивается.

Гендерные роли в Белой Гвардии формируются быстрее и являются более определенными, так как опираются на традиции царской армии. Кроме того, имеет зна-чение социальное происхождение и уровень образования: в Белой Гвардии гораздо больше людей, способных к рефлексии. В Красной Армии роли складываются во многом стихийно, часто в их формировании определяющим является воздействие толпы, а не личные пристрастия. Нельзя недооценивать и усилия пропаганды.

Распространенная в Белой Армии роль – «защитник Родины». Идеология белого движения во многом опирается именно на этот тип поведения. Для него характер-но следование воинскому долгу, спокойствие и уверенность в собственных силах и правоте, отсутствие агрессии, уважительное отношение к женщине и боевым товарищам, признание достоинств противника. Часто присутствует элемент жертвенности. Для «защитника Родины» противостояние белые-красные носит, в первую очередь, идейный характер. Следование этому стереотипу или отказ от него во многом связан со степенью личной свободы человека. Так, генерал Врангель, несмотря на обостренное чувство долга, готов был при определенных условиях отказаться от участия в боевых действиях.

Близок к подобному мужскому типу и женский – «защитница Родины». Это не только сестры милосердия, но и женщины-прапорщицы. Он отличается еще боль-шей терпимостью и жертвенностью. Менее распространенная роль – «каратель». Обычно «карателями» становились люди, лично обиженные на «чернь», «плебеев». Редко причиной подобной манеры поведения является потеря имущества, скорее, это пережитое унижение (например, избиение солдатами) или гибель близких. Оче-видно, что за время войны количество «карателей» увеличивается. Для них характерна повышенная агрессивность, особенно, по отношению к поверженному врагу и демонстративная «мужественность».

Они не делают различий между мужчинами и женщинами, когда речь идет о неприятеле, поскольку вообще не воспринимают противника как человека. Среди них встречаются и рубахи-парни, совершающие отчаянные рейды по тылам противника, и откровенные трусы.

В Белой Гвардии было большое количество кадровых военных и людей, прошедших школу армии, поэтому неудивительно, что гендерным идеалом становится командир. Перед нами тот случай, когда идеал отличается от роли не качественно, а количественно: он обладает теми же качествами, но в большей степени. («Защитник Родины» – Корнилов, «Каратель» – Белый дьявол Греков). Необходимое для командира «защитника» качество – демократизм в отношениях с подчиненными.

В Красной Армии более выраженное разделение на индивидуалистов и коллективистов. Большая часть отождествляет себя с «мы», которое и является гендерным идеалом. С одной стороны, это позволяет ощутить свою силу, с другой – снять ответственность. И то и другое важно для людей низших социальных слоев, состав-лявших основу Красной Армии. Противопоставляется «мы» гендерная роль «комиссара». Официальные круги пытаются представить ее как гендерный идеал, но, обычно, реальные комиссары до идеала не дотягивают. Стереотип формируется довольно быстро, поскольку в его основе существующий к тому времени образ «настоящего большевика». Черты, присущие большевику, механически переносятся на комиссара. Большая его нетерпимость объясняется военным временем и наиболее отчетливо проявляется в образе «женщины-комиссара».

Быстро ориентируется в происходящем группа социально активной молодежи. Формируется роль «молодого коммуниста», человека, который благодаря юноше-скому задору, стремительно делает военную карьеру либо героически погибает.

Неоднозначна гендерная роль «революционного матроса». Официально он часто подается как «наиболее сознательная» часть революционной армии. В массовом же сознании образ этот за годы гражданской войны претерпевает ряд изменений, причем восприятие его разными социальными слоями чуть ли не прямо противоположное.

Существует ряд ролей, характерных как для Красной Армии, так и для Белой Гвардии: мужская роль «мародер», женские «свой парень» и «маркетанка», а также роль «фанатик», характерный для обоих полов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ПЕРВОПРИЧИНА ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В АГРЕССИИ: ГЕНЕТИКА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ?
Ишанов С.А. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О МУЖСКОЙ РОЛИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Ухова Дарья Игоревна ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ
Методика «Красно-черная таблица {foto18}
КРАСНАЯ ПИЛЮЛЯ
11.7. ПОЛ И СЛУЖБА В АРМИИ И МВД
МОСКАЛЕНКО М.Л. АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ К УСЛОВИЯМ АРМИИ
Когаловская АДАПТАЦИЯ УВОЛЬНЯЮЩИХСЯ ИЗ АРМИИ ОФИЦЕРОВ К УСЛОВИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ
ЗАБИРКО А.А., КОРБУТ А.М., КОРЧАЛОВА Н.Д., КРАСНОВ Ю.Э., КРАСНОВА Т.И., ПОЛОННИКОВ А.А. ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПАРАДИГМАЛЬНОМ КРИЗИСЕ
Переигрывание роли.
ТЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
Роли, задачи и сверхзадачи
ПРИНЯТИЕ РОЛИ (ROLE TAKING)
Проигрывание роли
3.5. Особенности разыгрывания роли
ОТКАЗ ОТ ЖЕНСКОЙ РОЛИ
ПОЛОВЫЕ РОЛИ (SEX ROLES)
ПСИХОЛОГИЯ МНОЖЕСТВЕННЫХ Я Роли
ПЕРЕХОД К ИСПОЛНЕНИЮ РОЛИ ДЕДУШКИ ИЛИ БАБУШКИ
Добавить комментарий