Румянцева П.В. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ

Изучение особенностей этнического самосознания у потомков смешанных браков представляется важным как в теоретическом, так и практическом плане; вместе с тем таких работ, по нашим сведениям, вплоть до сегодняшнего момента произведено довольно мало.

Исследование было нацелено на изучение особенностей этнического самосознания у старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения по сравнению с подростками из гомогенных в национальном отношении семей русских и евреев.

В ходе проведения эксперимента мы в значительной мере опирались на психодиагностический арсенал, разработанный в рамках психосемантического подхода, а именно, использовали методику семантического дифференциала. Это обусловлено прежде всего тем, что проблематика структуры и функционирования обыденного сознания, изучаемая экспериментальной психосемантикой, является общей предметной областью этнографии и психологии, требующей исследования имплицитной картины мира человека как представителя того или иного этноса.

Участвовавшим в эксперименте подросткам предлагалось оценить выраженность определенных личностных качеств по 7-балльной шкале. Объектами шкалирования выступили такие категории, как «типичный еврей», «типичный русский», «Я», «мать», «отец», «мой идеал», «мой враг». Оценивание проходило по 15 характеристикам, подобранным в ходе пилотажного исследования: добрый, умный, жадный, оптимист, завистливый, отзывчивый, общительный, альтруист, националист, патриот, хитрый, рассудительный, доверчивый, настойчивый, наглый. Полученные данные обрабатывались методом факторного анализа отдельно для каждой группы испытуемых и объектов шкалирования.

В области восприятия отдельных представителей этнических групп у русских подростков было выделено два фактора. Исходя из вошедших в них признаков, а также того, какие объекты оказались наиболее сильно поляризованными по выделенным осям субъективного семантического пространства испытуемых, мы назвали эти факторы факторами этничности и оценки.

Интересно, что у русских подростков наблюдается достаточно выраженная отрицательная идентификация с типичным представителем своего народа.

При анализе таблицы суммарных значений по еврейской выборке было выделено три фактора. Как отмечает В.Ф.Петренко (1997), «размерность семантического пространства отражает когнитивную сложность субъекта (или группы субъектов) в некоторой содержательной области». Нам представляется, что большую когнитивную сложность еврейских подростков в области межэтнического восприятия можно объяснить тем, что евреи – это представители этнического меньшинства в нашем обществе. Условно мы обозначили выделенные факторы: «нравственность интеллекта», «нравственность поведения» и «общительность». Все три фактора имеют оценочную окраску, поскольку наиболее сильно дифференцировались по ним понятия «идеал» и «враг». Это говорит о перегруженности опыта межэтнического взаимодействия еврейских подростков эмоциональным компонентом.

В результате обработки матриц суммарных результатов подростков смешанного происхождения удалось выделить, как и на выборке русских подростков, два фактора. Причем содержание этих факторов также идентично, то есть первый фактор можно назвать фактором этничности, а второй – фактором оценки. Однако, как это ни парадоксально, по первому фактору наиболее резко противопоставляются не русский и враг, а враг и еврей. То есть свойства, приписываемые русскими подростками представителю русской этнической группы, здесь приписываются типичному еврею. Можно предположить, что подростки смешанного происхождения пытаются объединить в своем сознании две категориальные структуры, что вряд ли возможно.

Таким образом, можно отметить, что этническое самосознание подростков из национально-смешанных семей характеризуется большей противоречивостью, что соответствует выдвинутой гипотезе.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КОЛОГРИВОВА Э.И. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Зайцева Н.М. Психологические особенности национального самосознания белорусских студентов
Азлецкая Е. Н. АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПО СОСТАВУ СЕМЕЙ
Лысенко Е.М., Новикова Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
НАФАНАИЛОВА М.С. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САХА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В РУССКИХ И ХАКАССКИХ СЕМЬЯХ
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Давыдович Е.М. этническоЕ самосознаниЕ как фактор социализации современного чело-века
ДАВЫДОВИЧ Е.М. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗА-ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Карпенко В.В. ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
МИТИЦИНА Е.А. САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
СМЕШАННЫЕ СЕМЬИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕР-СПЕКТИВЕ.
СМЕШАННЫЕ ФАКТОРНЫЕ ПЛАНЫ
ВОССТАНОВЛЕННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) СЕМЬИ.
НАУЧЕНИЕ ЖИЗНИ В СМЕШАННОЙ СЕМЬЕ.
ДВИЖЕНИЯ СМЕШАННОГО ТИПА
СМЕШАННЫЙ ФАКТОРНЫЙ ПЛАН
ВОССТАНОВЛЕННАЯ ИЛИ СМЕШАННАЯ СЕМЬЯ
Добавить комментарий