Рядченко Алеся Витальевна ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Окружающий мир многообразен и противоречив, поэтому человеку необходимы ориентиры. Одним из таких поведенческих ориентиров, по мнению психологов, являются пословицы. Пословицы отображают типовые представления, играют роль эталонов, стереотипов культурно-национального мировидения. В настоящем исследовании мы обращаемся к анализу малоизученной проблемы взаимовлияния культур народов Самарского Поволжья и межэтнического взаимодействия в студенческой среде региона.

Предварительное исследование, с использованием интерактивной выставки «Возможно быть другим» (Visser G.W., Tuinier J.D, Минина С.Б., Юхневич М.Ю.,1999) выявило зависимость суждений студентов от стереотипов, это актуализировало проблему. Отбирая методики для дальнейшего исследования, мы исходили из того, что при прямом опросе сложно выявить наличие этнических стереотипов, так как они могут отсутствовать на сознательном уровне, или преобладают социально желательные ответы. Поэтому используют проективные методы, позволяющие обойти сознательные установки. Психосемантические методики позволяют исследовать индивидуальное восприятие человеком мира, людей, себя на базе, в том числе, пословиц. Пословица — это образно сформулированный стереотип, но в отличие от прямого стереотипа пословица в качестве такового не воспринимается и, следовательно, конструирование методики на основе пословиц резко снижает уровень эффекта «социальной желательности», что способствует повышению надежности результатов исследования. Объект исследования: студенческая среда поликультурного региона. Предмет: влияние пословиц на формирование этнических стереотипов в студенческой среде. Цель: изучение влияния пословиц на формирование этнических стереотипов в студенческой среде поликультурного региона и выявление способов преодоления их негативного воздействия на межэтнические отношения. Гипотеза: успешность межэтнического взаимодействия в студенческой среде поликультурного региона основана на формировании позитивных этнических стереотипов в процессе неформальных личных контактов и совместной деятельности. Выборка 270 человек.

Для изучения распространенности негативных этностереотипов, то есть уровня этнической неприязни, мы использовали пословицы, как устойчивый социальный стереотип, отложившийся в народной памяти.

Использование пословиц в качестве первичного материала для этнопсихологического исследования позволяет выявлять различные стороны группового этнического сознания. В пословицах отражена вековая мудрость, опыт народа, поэтому авторитет любой пословицы тождественен авторитету нескольких поколений. В то же время, пословицы связаны со стереотипами поведения и мышления человека. Зная о человеческих стереотипах можно предсказывать поведение человека, а зная о сигналах, активирующих стереотипы, можно управлять его поведением. В нашем исследовании пословица выступает как индикатор этнического стереотипа. Респонденты по 5-ти балльной шкале оценивали десять предложенных пословиц, раскрывающих различные этнохарактеристики поволжских народов: «Незваный гость хуже татарина» — 5; «Как Мамай прошел» — 4,7; «Поскреби русского и увидишь татарина» — 4,4; «Мордва и чуваши — люди не наши» — 4,3; «Люблю молодца и в татарине» — 3,7; «Если чуваша обидят, он не будет мстить» — 3,6; «Злее злого татарина» — 3,1; «Мы тоже — одни из бисеринок мировой культуры» (о чувашах) — 2,7; «Татарин либо насквозь хорош, либо насквозь мошенник» — 2,3; «У мордвы две морды, а шкура одна» (т.е. два языка) — 2,1. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что актуализация пословиц связана с частотой их употребления, их «известностью» и не лежит в основе формирования негативных этностереотипов. Эти выводы нашли подтверждение при оценке содержания пословиц. Мера согласия с пословицами, позволила изучить распространенность негативных гетеростереотипов, т. е. уровня этнической неприязни и негативных этноустановок. Результаты свидетельствуют об отсутствии принципиальных различий в оценке («своя» и «чужая») этногруппы: «скорее согла- сен» — 31 и 26,3, «скорее не согласен» — 36,4 и 36,2, «трудно сказать» — 32,6 и 37. Таким образом, установлено позитивное отношение студентов к различным этническим группам поли- культурного региона. Для данной выборки не характерны какие-либо доминирующие негативные этностереотипы. Гипотеза нашла подтверждение в том, что общее дело и непосредственное общение ослабляют негативную стереотипную установку.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цветкова Л. А. НАРКОСИТУАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
Габдрахманова Алина Айдаровна КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
И. Р. Абитов ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
К. С. Шалагинова, Д. В. Сухарникова ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЕНТАБАЗИСА ДЛЯ АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
Кудряшова И. В., Щеглова М.С., Чернова О. В. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ПЕНЗЕНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Козина М. Д. саморегуляциЯ неблагоприятных психических состояний в студенческой среде
ПЛ. Цветкова, Н.А. Антонова РИСК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Смолина Т.Л. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ исследование этнических стереотипов русских и поляков
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Кильдишев Артем Вячеславович Михеева Тамара Витальевна ДУХОВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
5.3.СОЗДАНИЕ СЕМЬИ И БЕЗБРАЧИЕ КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
4.3. БЕЗРАБОТИЦА И ТРУДОУСТРОЙСТВО КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ИНДИКАТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПОЖИЛЫХ
Добавить комментарий