Сабинова Н.Н. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

За возможность и целесообразность рассмотрения самопрезентации в контексте символического интеракционизма говорит тот факт, что именно в рамках этого научного направления преимущественно исследуется социальное общение в аспекте его символического содержания. Психологи интеракционистской ориентации в фокус своего внимания помещают сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека. В качестве фундаментальной проблема формирования идентичности оформилась сравнительно недавно, но довольно быстро она стала центром пересечения важнейших направлений теоретико-методологических и экспериментальных исследований.

Родоначальником изучения идентичности можно считать У.Джеймса с его концепцией осмысления личностью своей самотождественности, своих «границ» и места в мире. Джеймс показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, откуда и два аспекта идентичности: в личном аспекте, что создает личностную идентичность, и в социальном аспекте, где формируются многообразие социальных Я индивида.

К идее о двух аспектах осмысления личностью своих границ в мире обращались и Ч. Кули (теория зеркального Я), и Г. Мид (становление личности во взаимодействии с другими), и Э.Эриксон и др. По сравнению с терминологией Джемса («два аспекта Я») в современной литературе проблема формируется как проблема двух видов идентичности – личностной и социальной.

Представителями символического интеракционизма само существование общества сводилось к совокупности процессов коммуникации и обмена информацией. Руководящий методологический постулат символического интеракционизма состоял в том, что все факты и значения должны находить объяснение в рамках процесса социального взаимодействия как конечной инстанции. Представители символического интеракционизма (Кули, Блумер, Мид) обращались к идее о двух аспектах осмысления личностью своих границ в мире. Мид, изучая становление личности во взаимодействии с другими, вводит понятие «обобщенный другой» (the generalized other), представляемого в понятиях «народ», «мораль», «Бог», «общество» и т.д. Обобщенный другой ассоциируется с формированием всеобщих абстрактных правил поведения, использование которых поддерживает существование данного сообщества как целого.

В своей концепции «Зеркальное Я» (Looking-glass-self) Ч. Кули говорит о том, что человек научается владеть своим Я, всматриваясь в свое изображение в зеркале других людей, воображая, как видят его эти другие, и, соотнося собственные представления о себе с представлениями, приписываемыми им людям, с которыми сводит его жизнь.

Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности, с социальной. Самость формируется благодаря включению в нее другого, это процесс, который в близких отношениях становится взаимным, обоюдным. Таким образом, каждый человек включен в другого, в его или ее самость. Человек мысленно строит модель представления того или иного аспекта собственного Я, при этом он старается предвидеть, предугадать возможную реакцию на данное предъявление со стороны окружающих других людей. Если мы добьемся того, что люди будут приписывать нам те качества, которыми мы хотели бы обладать на самом деле, то это послужит наилучшим подтверждением тому, что мы действительно обладаем этими качествами, и наилучшим образом «подыграет» нашему предрасположению по отношению к собственному Я.

Люди стремятся к взаимоотношениям в обществе, чтобы реально получить, достигнуть того, что они антиципируют как самовыражение.

Иными словами, обстановка публичности, в которую попадает наше личное Я, когда появляется аудитория, другие люди, создает сравнительный контекст, который в свою очередь приводит к изменению самоидентичности индивида, т.е. наше Я конструируется в социальных условиях в зависимости от того, как воспринимают индивида в сложившихся условиях, ситуации, и, как следствие, его собственное самовосприятие может изменяться.

Идея о том, что люди во взаимоотношениях включены в самость друг друга, находит широкое применение в социально-психологических теориях отношений. В рамках символического интеракционизма личностная идентичность (самость) представляет собой воспринятый и усвоенный индивидом обобщенный образ его самого в восприятии социальной группы. В формировании этого образа играют роль в основном две группы факторов: факторы, обусловленные объективными свойствами индивида, проявляющимися в общении и воспринимаемыми группой, и факторы, обусловленные объективными свойствами индивида другими членами группы.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Сабинова Н.Н. Самопрезентация в системе индивидуального поведения и социального влияния
Шайдуллина Фарида Аухадиевна ВРЕМЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
17.7. СТИЛИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
В. В. Хороших ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО САЙТА «ВКОНТАКТЕ»
ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Медведева Ирина Александровна САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ - МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ*
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ
Ворожейкина Лариса Ивановна САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ
СОКОЛОВА-БАУШ Е.А. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О КОММУНИКАТОРЕ
Беланкова Ольмира Борисовна САМООЦЕНКА КАК ЭЛЕМЕНТ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Е. А. Гужва, Н. Г. Живаев ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Зайцева Ю. Е. ОБРАЗ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ (АВАТАРА) КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ДОВЕРИЯ
Добавить комментарий