Сафарова А.И. ментальные репрезентации тела у лиц, занимающихся танцевальной деятельностью

Для зарубежной и отечественной психологии последних десятилетий является характерным изучение особенностей отражения и репрезентаций различных объектов. Ученых интересует то, каким образом в сознании человека воссоздаются предметы и явления окружающего мира, как эти образы функционируют, какова их специфика. Актуальность проблематики связана в первую очередь с недостаточной разработанностью категориального аппарата. Слово «репрезентация» означает, прежде всего, внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя, При этом оперируют различными категориями: «образ», «образ мира», «имплицитная теория», «ментальная репрезентация».

Актуальность работы также связана с изучением особенностей отражения тела в рамках нового подхода – психологии телесности. Понятие телесности рассматривается как междисциплинарная категория, однако не имеет строго определенного значения. В настоящее время сохраняется понимание, что человек владеет телом, использует его как средство удовлетворения потребностей, а также достижения целей. Поэтому интерес представляют особенности взаимоотношений системы «человек-тело» у людей, занимающихся профессиональной танцевальной деятельностью. Кроме того, танце-двигательная активность сегодня – это не только один из видов спортивной деятельности. Это также одно из востребованных направлений воспитания и терапии.

Некоторые из базовых положений танцевальной терапии составили основу нашей гипотезы, в качестве которой было выдвинуто предположение, что содержание ментальной репрезентации в выборках различно, что обусловлено фактом его использования в танцевальной деятельности.

По результатам анализа частот обращений к категориям ассоциативного эксперимента и самоописаний не наблюдается различий в рангах по большинству категорий. Максимальные различия в выборках наблюдаются по таким категориям, как «Внешние характеристики» и «Метафора», «Стиль», «Взаимодействие танцора и танца» и «Другое».

Особенности рисования фигур отразили нечеткую дифференциацию своего телесного Я и неадекватного отношения к собственному телу в случае профессиональных танцовщиков. Значительная часть рисунков в каждой выборке представляла собой схематичные изображения. Для выборок характерно наличие инфантильных и реалистичных изображений. При этом число динамичных фигур уменьшается от выборки «Профессионалы» к выборке «Контрольная», а число инфантильных и реалистичных изображений, наоборот? увеличивается.

Для выборок «Профессионалы» и «Контрольная» характерно также рисование фигур без прорисовки деталей лица.

Корреляционный анализ подтвердил гипотезу о специфике репрезентаций в выборках. Оказалось, что профессиональные танцоры в первую очередь ориентированы на замысел, идею танца, в то время как для непрофессиональных танцоров больший интерес представляет внешняя презентация танцора и танца, особенности контакта танца и танцора со зрителем. Испытуемые выборки «Контрольная» больше внимания уделили качеству исполнения танца в зависимости от количества танцующих людей. При этом было отмечено наибольшее количество корреляций в выборках по методике ассоциативного эксперимента. В выборке «Профессионалы» наибольшее число корреляций наблюдалось между вербальными методиками, а в выборке «Непрофессионалы» – наибольшее число корреляций по сравнению с другими выборками.

Для профессиональных танцоров в восприятии тела более значимой (по сравнению с непрофессионалами) является оценка общего состояния тела, ориентация на выражение эмоциональных состояний; при исполнении танца более ориентированы на его замысел и возможность оперирования дополнительными предметами. Рисование фигур выявило особенности изображений, в соответствии с которыми эксперты оценили степень принятия нарисованных фигур как низкую и среднюю.

Факторный анализ позволил выявить особенности репрезентаций тела. Так, «Профессионалы» отводят значительную роль возможностям реализации индивидуальности, как в постановке танца, так и в его исполнении; ставят акцент на возможностях работы с телом посредством тренировок; уделяют внимание постановочным аспектам танца, а также актерским качествам. «Непрофессионалы» наделяют телесную реальность психологическим бытием; уделяют внимание внешней презентации танца и танцора; важной является возможность выражения социальной проблематики посредством языка танца. Особенностью представленности тела у выборки «Контрольная» является некоторая неопределенность в восприятии собственного тела. С одной стороны, они продемонстрировали биологизаторский подход к телу, с другой – потребность в наделении психологическими смыслами телесное бытие.

Итак, общая гипотеза о различиях в особенностях репрезентации тела в зависимости от его использования в профессиональной деятельности подтвердилась

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Сафарова А.И. Особенности ментальной репрезентации тела у занимающихся танцАМИ
Багракова А.А. Когнитивные особенности лиц, занимающихся управленческой деятельностью
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
ГЛАВА МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ: PRO ET CONTRA
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД
DIAEA 6. МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
АРХИТЕКТОНИКА МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ
Михеева М. А. ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
Добавить комментарий