Сафарова А.И. Особенности ментальной репрезентации тела у занимающихся танцАМИ

Проблема репрезентаций объектов различной природы приобрела во второй половине ХХ века особую актуальность. При этом исследователи оперируют различными категориями – «образ Я», «представление», «картина мира» и «ментальная репрезентация». Поэтому первой теоретической задачей является определение содержания понятий и выбор категорий, наиболее полно отражающих специфику работы.

Современное состояние теоретических разработок свидетельствует об отсутствии единого понимания термина. М.Айзенк указывает, что понятие ментальной репрезентации является одним из самых сложных (появившихся в последнее время) в психологическом лексиконе.

Исходным было представление о психической репрезентации как отражении некоторых качеств внешнего мира. Позднее считалось, что содержание понятия репрезентации тождественно понятию отражения. Начиная с 70-х годов XX века считалось, что знания, хранящиеся в памяти, влияют и на сам процесс когнитивной переработки. Позднее появляется идея о том, что при исследовании содержания психического отражения следует учитывать не только предварительные знания, но и ту цель, на выполнение которой направлен процесс познания.

Ж.-Ф.Ле Ни понятие ментальной репрезентации описывает прежде всего как формат, в котором происходит такое отображение. В самом общем виде все теории можно подразделить на два класса: те, в которых предполагается один формат ментальной репрезентации, и те, в которых таких форматов два (несколько).

В первом случае существует унитарный формат репрезентации для всех типов знаний. Единицы описания – семантические признаки, с помощью которых строятся модели ментальной репрезентации объектов. Признаки понимаются как отражения некоторых «объективных» свойств объектов. Модели одного формата представлены тремя группами теорий (признаковые, сетевые и коннекционистские).

В случае множественности форматов исследователи исходят из того, что имеется несколько принципиально различных форматов хранения информации, объясняющих многообразие наших знаний. Формы репрезентации обладают разными свойствами, и недопустимо описывать одну форму в терминах, присущих другой форме репрезентации.

Актуальность проводимой нами работы связана с новизной исследования, а именно в изучении образа тела в рамках нового подхода – психологии телесности.

Идея соотношения души и тела имеет давнюю историю. Однако лишь с именем Райха связываются первые серьезные научные разработки. На протяжении многих веков за телом признается право сосуществовать с духом, но ему самому в духовности отказано. Человек предпочитает оставаться в границах рабовладельческих взаимоотношений с ним. Со второй четверти ХХ века интерес к телу возрос, а отношение к нему стало более терпимым и уважительным.

Несмотря на многогранные взаимодействия между телом и духовной сущностью человека, в настоящее время сохраняется понимание, что человек владеет телом, использует его как средство удовлетворения потребностей, а также достижения целей. Поэтому наш интерес обратился к изучению взаимоотношений системы «человек-тело» у людей, занимающихся профессиональной танцевальной деятельностью. Кроме того, в последнее время актуальным видом терапии является танцевальная терапия, помогающая создать равноправные отношения между телом и человеком, ощутить полноту телесного бытия.

Танцевальная терапия – своеобразная адаптация сценической драмы, берущая свое начало от творческого танца. На раннем этапе истории танец был средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы. Танец был сильным средством саморегуляции и выражения чувств. Со временем в западной культуре танец из формы социальной коммуникации и самовыражения превратился в вид искусства, целью которого было поучение и увеселение публики. Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок.

Среди целей танцевальной терапии нам в данной работе интересны следующие идеи. Во-первых, танец расширяет сферу осознания собственного тела, его использования и возможностей. Во-вторых, танец способен повысить самооценку путем развития более положительного образа тела. В-третьих, танец позволяет привести человека в контакт с его чувствами путем установления связи чувств с движениями. Кроме того, танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражает личностные особенности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Сафарова А.И. ментальные репрезентации тела у лиц, занимающихся танцевальной деятельностью
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
ГЛАВА МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ: PRO ET CONTRA
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД
DIAEA 6. МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
АРХИТЕКТОНИКА МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ
Михеева М. А. ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
Свередюк Е.В. МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СЧАСТЬЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Алексеева Екатерина Михайловна МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ
Механизмы психической защиты подростков, занимающихся и не занимающихся спортом
МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Багракова А.А. Когнитивные особенности лиц, занимающихся управленческой деятельностью
Левин С.Ф. Личностные ОСОБЕННОСТИ заключенных, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
Зайцева Я. Н. Валитова В. Р. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Добавить комментарий