САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА

Некоторые психологи считают, что самореализация не должна замыкаться на себе и быть самоцелью для человека. Начиная поиск с себя, человек должен в полной мере своих сил и возможностей развернуться лицом к окружающему миру, может быть, даже раствориться в нем, а не быть занятым исключительно собой. Например, В. Франкл полагает, что не следует абсолютизировать идею самоактуализации: "Человек возвращается и занимается собой, только если у него нет смысла жизни. Идеализация самовыражения, если она является целью, делает невозможным существование значимых отношений. Основным в отношениях любвм является не свободное самовыражение, а выход за себя и любовь бытия другого" [Frankl V., 1963, р. 186-187].
Категорически не согласен с ним Э. Фромм, который утверждает, что "человек является центром и целью всей своей жизни; что развитие его индивидуальности, реализация его личности — это высшая цель, которая не может быть подчинена другим, якобы более достойным целям" [Фромм Э., 1995, с. 220].
Более мягко защищает идею самоактуализации как основного мотива личности К. Роджерс. Он утверждает, что самоактуализация, как внутренняя активная тенденция развития самого себя, не может происходить без эмпатиче-ского понимания и принятия другого человека, без взаимодействия с ним. Стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности является, по мнению Роджерса, главным побудительным мотивом творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой. Но без эмпатии, без принятия себя и другого человека невозможна ни самоактуализация, ни самореализация.
Не претендуя на окончательное решение этой сложной проблемы, можно предложить некий компромисс между данными точками зрения, который допускает правоту и первой, и второй позиции, если принять во внимание возможность существования обеих тенденций, но разных для разных людей. Иными словами, возможно, что для одних людей действительно превалирующей является активная тенденция реализации самого себя, например, в искусстве, науке и т.д., независимо от принятия или непринятия их окружающими (Сократ, Ван Гог, Дж. Бруно и др.), в то время как другие реализуют себя, растворяясь в других, ощущая себя нужными людям, отстаивая чужие интересы, в любви к ближнему (доктор Гааз, Песталоцци и т. д.). Но обе тенденции могут иметь общий корень, или общий мотив — мотив самоактуализации. Здесь мы выходим на идею свободы как важной составляющей феномена самореализации.
<< | >>
Источник: Коростылева Л. А.. Психология самореализации личности. 2003

Еще по теме САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА:

  1. СИЛА ВОЛИ КАК СИЛА МОТИВА.
  2. Гончаренко Е.Н. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР
  3. СИЛА ВОЛИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВОЛЕВОЕ КАЧЕСТВО.
  4. СИЛА ВОЛИ КАК БОРЬБА МОТИВОВ.
  5. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ВЫНОСЛИВОСТЬ.
  6. МИЛЕШКИНА Ю.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА
  7. Самореализация как способ самопребывания человека
  8. ЛУКИНА Е.А. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ САМОПРЕБЫВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  9. 5.3.СОЗДАНИЕ СЕМЬИ И БЕЗБРАЧИЕ КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  10. 2.2. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  11. Самореализация как выражение истинной природы человека
  12. СЕРЕБРЯНОВА А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
  13. 4.3. БЕЗРАБОТИЦА И ТРУДОУСТРОЙСТВО КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
  14. Пеньков А.И. О МОТИВИРУЮЩЕМ ДЕЙСТВИИ ТРЕВОЖНОСТИ