САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Здесь наблюдаются наибольшие расхождения во мнениях. Если самореализация — это выражение подлинной природы человека, то вопрос в том, какова она, эта природа? По убеждению одних — слаба, порочна и безнравственна, других — позитивна и социально ориентированна.

Если правы первые, то:

а) изначально Я слабо и беспомощно, и стремлением к самосовершенство-
ванию оно только пытается компенсировать свою слабость либо удовлетво-
рить свои нарциссические склонности;

б) а потому и самореализация не несет в себе положительное, нравствен-
ное начало, если ее не ограничить определенными условиями, если на нее не
набросить своего рода «узду».

Если же правы вторые, то:

а) любой человек будет двигаться путем самореализации, саморазвития и самосовершенствования, достаточно только создать ему необходимые условия;

б) и одним из существенных моментов самореализации будет высокая нравственность, так как ориентация на общечеловеческие ценности как бы генетически закодирована в природе человека.

По мнению 3. Фрейда, Я — слабый посредник, мечущийся между требованиями инстинктивных влечений, внешним миром и запрещающим сознанием. А потому наличие у человека побудительного мотива к росту категорически им отрицалось, что было обусловлено, по мнению М. Отто и К. Хорни, отсутствием веры в человечество [Хорни К., 1993]. Фрейд считал, что стремление к самосовершенствованию проистекает из «нарциссических» желаний к самовозвеличиванию и превосходству над другими.

А. Адлер, возражая Фрейду и обосновывая идею первичности стремления к превосходству и самосовершенствованию, однако, считает, что это стремление совсем не обязательно носит нравственный, социально полезный характер. Оно не может быть принято в качестве моральной оценки, поскольку это лишь мотивирующая сила. А направленность ее действия будет зависеть от уровня развития социального интереса. То есть от бескорыстного и самозабвенного, независимого от Я интереса к внешним объектам. В пределе — это полный выход за границы самого себя и единство со всей полнотой мира. Только оптимальное сочетание этих двух измерений личности и дает нам человека с реальной компенсацией. Но для Адлера он в большей степени идеал, чем реально существующий человек [Сидоренко Е. В., 1993].

Не углубляясь в обсуждение вопроса о сути природы человека, А.

Ф. Лазурский вместе с тем считал, что само по себе стремление к самосовершенствованию, большая или меньшая тенденция к повышению психического уровня, может служить мерилом нравственной ценности и может быть принято в качестве моральной оценки человека. Поэтому он называл его «священным огнем». Стремление к наиболее полному и всестороннему развитию и проявлению своих духовных сил «мы считаем, — писал он, — одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато одаренного человека или же в бедной, примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню» [Лазурский А. Ф., 1982, с. 188].

Это же мнение разделяет А. Маслоу, который считает, что человек, идущий по пути самореализации, или самоактуализации, — человек, движущийся к «пределам возможного совершенства». К. Роджерс утверждает, что людям свойственно развиваться в позитивном направлении и только неблагоприятные обстоятельства, непонимание и непринятие заставляют их прибегать к психологическим защитам, делают их жестокими, деградирующими и асоциальными.

Идея о первичности положительного в природе человека отчасти подтверждается данными детских психологов (Т. Бразельтона, С. Кондона, С. Тревартена, Р. Шпитца и др.), которые показали, что здоровый ребенок изначально направлен на контакт с другими людьми, на восприятие человеческого лица и речи. Причем при постоянной реализации этой направленности у младенца возникают радостные эмоции («комплекс оживления»), а при ее отсутствии ребенок не развивается и может погибнуть. Вопрос в том, как это доброе начало преобразуется в злое [Роджерс К., 1994].

Занимая некоторое компромиссное, среднее положение между двумя крайними точками зрения, Дж. Шлин и Р. Леван считают, что в каждом из нас есть и плохое и хорошее и там, где было зло, может быть добро. Поэтому они предлагают «не выдвигать основополагающую предпосылку о природе человека, а принять рабочее положение о том, каковы мы в реальности. И тогда точно главной будет основополагающая тенденция человека изменяться» [Там же, с. 23]..

Таким образом, многие авторы разделяют мнение о преобладании позитивного направления развития человека. Самореализация человека невозможна без сотворчества, содеятельности с другими людьми.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОС-ПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
НРАВСТВЕННЫЙ СТАТУС
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЕ
Структура нравственных ценностей
Мировоззрение и нравственный выбор
НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ и поведение
НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ и поведение
Нравственный поиск и Совесть
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СВОБОДА
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
2. Симптом -эмоционально-нравственной дезориентации».
Шатров Д.В. Влияние нравственной направленностиродителей на развитиЕ ребЕнка
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
4.4.4 СФЕРА ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (СЭН)
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
2.1 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Добавить комментарий