САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Самореализация — это не только процесс, но и результат. О человеке, который сумел себя реализовать в жизни, говорят, что он состоялся. Но результат может быть представлен и в личностном плане — как наличие определенных психологических свойств и качеств.

Люди различаются по своему энергетическому и интеллектуальному потенциалу, по своим способностям и задаткам. Уровень реализации у разных людей будет разным в силу различных жизненных обстоятельств. Нередко существует разрыв между потенциалом и его актуализацией.

Величина внутреннего потенциала, как правило, коррелирует с общественным признанием (хотя бы после смерти, хотя бы некоторым кругом людей), а степень его реализации может лучше всех оценить сам человек в своих субъективных ощущениях (в конечном счете — это глобальное ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности вообще и прожитой жизнью в частности). Однако стремление к самореализации, если оно становится ведущим мотивом,- не только проявляется в ощущениях, но и формирует некоторые свойства личности.

С. Л. Рубинштейн считал, что одним из механизмов формирования черт характера являются мотивы. Возникая в сходных ситуациях, они закрепляются и становятся его составляющими. Эти черты проявляются в поведении человека, его поступках. Если человек ведет себя неконформно, берет на себя ответственность в различных ситуациях, имеет смелость выявить и разоблачить свои защиты и т. д., он, двигаясь по пути самоактуализации, формирует и соответствующие черты своего характера. Одновременно они развиваются и видоизменяются. Принцип развития личности в деятельности говорит нам о том, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом преобразуются, связываются друг с другом, т. е. происходит их интеграция. Результатом этого процесса является образование в структуре личности новых, более обобщенных свойств с более сложной структурой — интегральных свойств личности.

Чаще всего в психологии личности под интегральными свойст-вами подразумевают направленность, ценностные ориентации, роли, статусные характеристики личности и т. д. Однако они в большей степени характеризуют человека с точки зрения его социальной сущности. Но нельзя забывать и о существовании таких интегральных свойств, как духовность, аутентичность (конгруэнтность), твердость в смысле силы противостояния неблагоприятным обстоятельствам, интернальнооть-экстернальность, личностное богатство и т. д. Это скорее «индивидуально-психологические» свойства. Некоторые из них также могут быть производными от такого ведущего жизненного мотива, как стремление к самореализации.

Общий адаптационный личностный тип, сформированный на основе данного мотива, может быть исследован с точки зрения интегральных характеристик человека, что является самостоятельной теоретической и практической задачей. Под этим углом зрения рассмотрим некоторые известные нам концепции.

Так, А. Маслоу описывал этот тип людей как прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных и проницательных. И хотя это более эмоциональное, чем научное описание, оно дает определенное представление о его взглядах на самоактуализирующуюся личность.

Более систематизированное описание этих характеристик пред-ложено К. Роджерсом. Теоретик психологии личности С. Мадди [Maddi S. R., 1972] считает, что Роджерс выделяет лишь два типа людей: «полноценно функционирующих» и «неприспособленных». Мадди взял на себя труд провести сравнительный анализ теории Роджерса и других теорий личности. Им проводился анализ экспериментальных работ, посвященных изучению таких характеристик полноценно функционирующего человека, как:

— открытость опыту (включающая в себя эмоциональность и рефлексию);

— бытие «здесь и теперь» (включающее в себя подвижность, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление);

— вера в организмичсский процесс;

— свобода в жизни (чувство свободной воли и контроля над жизнью);

— творчество.

По сути это и есть интегральные характеристики, так как они являются результатом взаимодействия целого ряда личностных свойств более низкого уровня обобщенности. Причем каждая из этих характеристик определяется не суммой отдельных, входящих в нее свойств, а новой системой связей между ними. И каждая подчиняется принципу причинной упорядоченности, т. е. нацелена на достижение какого-либо полезного результата в соответствии с изменениями требований среды.

Неприспособленный человек, по Роджерсу, обладает противоположными характеристиками: защитами; жизнью, проводимой по плану; отсутствием доверия к своему организму; чувством, что им управляют. Такой человек конформен.

Э. Шостром называет четыре основные характеристики, отличающие «актуализаторов». Это:

— честность, которая подразумевает способность быть честным в любых чувствах, какими бы они ни были (прозрачность, искренность, аутентичность);

— осознанность, как способность самостоятельно сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и о всей жизни (отклик, жизне-наполненность, интерес);

— свобода — в смысле выражения своего потенциала, чувство хозяина жизни (спонтанность, открытость);

— доверие — глубокая вера в других и в себя, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями «здесь и теперь» (вера и убеждение).

Можно заметить, что авторы, пропагандирующие идею самоактуализации как первичную и основную ценность человека, подразумевают при этом ее социальную составляющую, но не раскрывают последнюю.

С другой стороны, психотерапевты, ориентированные на формирование устойчивой, психически здоровой личности, значительно большее внимание уделяют собственно социальной интегрированности индивида.

Либо включая ее как самостоятельную характеристику в общий перечень свойств, либо рассматривая свойства самореализующейся личности в социальной сфере.

Например, Р. Мэй — один из представителей гуманистически ориентированной психотерапии — выделяет следующие психологические составляющие устойчивой личности, на которые и ориентирует практическую работу психотерапевта.

Первая — это свобода личности. В его понимании она означает возможность «строить свои собственные неповторимые личностные модели из материалов наследственности и среды» [Там же]. Ее оборотной стороной является ответственность за свои поступки и решения.

Вторая составляющая — индивидуальность. Иначе, это — умение быть самим собой. И как бы мы ни относились к себе, взаимодействовать с окружающим миром приходится такими, какими мы являемся. Любой человек уникален и неповторим. Задача в том, чтобы понять собственную природу и найти в себе мужество принять себя таким, а не воевать с самим собой всю свою жизнь.

Третья составляющая — социальная интегрированность. Утверждается, что «для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов» [Там же]. Однако это не означает отказа от индивидуальности, так как чем более социально интегрированным становится человек, тем больше у него возможностей реализовать свою неповторимую индивидуальность, накинув узду на эгоцентрические и антисоциальные инстинктивные побуждения. «От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опуститься на дно, или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью» [Там же, с. 117].

Четвертая составляющая — духовность человека.

О самореализации как об основном жизненном мотиве рассуждает и В. Шуте: «Моя цель как человеческого существа и есть жизнь полная радости. Радость — это чувство, возникающее от использования моего потенциала — моих способностей думать и чувствовать, моих ощущений, моего тела и моего духа — максимально возможными способами. Я менее счастлив, когда я не использую себя, когда я блокирую себя» [1993, с. 14]. Однако самореализация, как считает Шуте, осуществляется в результате баланса внутри трех личностных измерений, присущих любым людям и расположенных главным образом в сфере социального взаимодействия. В качестве основных личностных координат он называет присоединение, контроль и открытость. Так, присоединение, по его мнению, имеет отношение к объединению людей, желанию быть с ними вместе, быть включенным в их взаимодействие, к желанию внимания и быть выделенным, отличным от остальных. Понятие «контроль» относится к принятию решения о распределении власти между людьми, к потребности влияния и авторитета. И, наконец, поведение в сфере открытости основывается на желании любить и вызывать любовь. Только эффективное разрешение психологических проблем, связанных с каждым из данных измерений, будет способствовать формированию здоровой в соматическом и психическом смысле личности, которая самостоятельно может перейти «из минуса в плюс», т.е. к возможно более полной реализации своего потенциала.

Рассмотрение различных аспектов феномена самореализации и интегральных личностных характеристик приводит к пониманию того, что вопрос о социальной составляющей процесса самореализации человека не вполне осмыслен современной наукой и едва ли может быть решен в рамках оценочной концепции. Если принять точку зрения, что самореализация может осуществляться вне тесной социальной интегрированности и даже вопреки ей, то следует признать, что она может служить источником невротических тенденций. Если же самореализация осуществляется в рамках социальной включенности или благодаря ей, в этом случае она будет обеспечивать как собственное психологическое здоровье, так и общественную пользу, но в определенных обстоятельствах может означать отказ от своей «порочной» природы и даже от себя.

Итак, мы проанализировали некоторые важные, на наш взгляд, аспекты феномена самореализации. Все они уходят своими корнями в проблему глубинной сути человеческой природы и неоднозначности ее проявлений и, по нашему мнению, должны рассматриваться в русле гуманистической направленности, с благоговением перед жизнью и миром в целом, сама же тенденция самореализации — как мотивирующая сила и основа формирования интегральных характеристик личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ПРЕГРАДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ПРЕГРАДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
Стратегии самореализации личности
Стратегии самореализации личности
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
2.1 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
О САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коростылева Л. А.. Психология самореализации личности, 2003
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСЛЕДОВАНИЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
МОСКАЛЕВА Ю.С. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РИСУНКЕ
2. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ: МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ
5. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В БРАЧНО- СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Добавить комментарий