Щербакова О.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ КАРТИНОК» ТЕСТА ВЕКСЛЕРА

Современный человек постоянно имеет дело с большим количеством разнообразных изобразительных текстов: книжными иллюстрациями, плакатами, карикатурами, комиксами и т.д. Способность их читать и интерпретировать является важным интеллектуальным навыком, который человек обычно приобретает в процессе социализации.

Уже с 2-3-хлетнего возраста родители учат детей рассматривать и понимать рисованные истории, состоящие из 3-х и более последовательных «картинок» (например, по книжкам известных детских художников В.Сутеева, Н.Радлова и др.).

Рисованная история представляет собой связную последовательность картинок, объединенных единой сюжетной линией. Способность к пониманию сюжета таких картинок формируется в результате целенаправленного обучения. Накопление культурного опыта в этой сфере продолжается и во взрослой жизни. Поэтому неслучайно соответствующий тип стимульного материала включен в одну из наиболее известных методик, предназначенных для диагностики уровня интеллекта, – батарею тестов Д. Векслера. Объектом нашего психологического анализа стал субтест «Последовательные картинки», который предлагается как в детском, так и во взрослом варианте этой методики. Обычно психологов-практиков интересует поведение испытуемого; сами же картинки воспринимаются ими как данность. Нашей задачей была оценка информационной структуры каждой из раскладок, а также характера трудностей, которые они вызывают у испытуемого, поскольку это имеет большое значение для качественного анализа ответов.

Субтест состоит из нескольких (от 8 до 12), ранжированных по степени сложности, наборов картинок, которые предъявляются в порядке возрастания трудности. Самые простые из них характеризуются единством времени, места и смысла действия. Более сложные состоят из нескольких эпизодов – в некоторых случаях образующих временно-пространственные параллели, но всегда объединенных общим смыслом. Картинки каждого набора предъявляются не по порядку, а в перепутанном виде. Задача испытуемого – понять логику развертывания нарисованной ситуации, выстроив картинки в правильном порядке.

Для этого необходимо заметить и использовать указания, намеренно «встроенные» художником в структуру изобразительного текста. Предметом нашего исследования были типы трудностей, присутствующие в каждой раскладке. Анализ выделил следующие их характеристики.

1) Сюжет каждой раскладки понимается нами как разворачивающаяся во времени последовательность эпизодов (событий, характеризующихся единством времени, места и смысла действия).

Количество картинок и количество эпизодов (информационных единиц, представленных 1-3 картинками) могут не совпадать. Затрудняющим понимание фактором является не столько возрастание числа картинок, сколько увеличение числа эпизодов, т.е. целостно-смысловых единиц сюжета.

2) Сюжеты разворачиваются в соответствии с логикой, определяющейся взаимодействием нарисованных героев, паттернами использования культурных объектов или нормами социального поведения.

3) Сюжетам присуща различная степень обобщенности – от конкретных ситуаций до описания закономерностей мироустройства.

4) Д. Векслер увеличивает сложность заданий, опуская некоторые эпизоды сюжета, которые испытуемый должен реконструировать.

5) Одной из главных задач испытуемого является поиск указателей течения времени, которые в разнообразных формах представлены на всех картинках. Таких указателей 2 типа: а) смысловая логика действий героев и б) непосредственные признаки течения времени (например, часы, на каждой из картинок одного набора показывающие разное время, изменения положения солнца).

Для того чтобы справиться с тестовыми заданиями, испытуемому необходимо детально рассмотреть предъявленные картинки, опознать указатели течения времени и попарно сопоставить разные эпизоды нарисованной ситуации. Результатом этих действий будет правильный перевод временной последовательности в пространственный ряд.

Сопоставив американские лицензированные образцы «Последовательных картинок», т.н. «адаптированный вариант», распространяемый российской фирмой, и старые перерисовки 1970-80-х годов, которыми пользуются многие практические психологи, мы обнаружили ряд существенных отличий. Главным недостатком российской продукции является то, что художники, не будучи психологами, опустили и исказили некоторые важные детали. В результате снизилась информативность картинок, и возникли амбивалентные ситуации, позволяющие интерпретировать сюжеты прямо противоположно их замыслу. Чтобы предотвратить распространение некачественного инструментария, необходимо проведение психологической экспертизы и повышение требований к стандартизации тестовых методик.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Щербакова Ольга Владимировна МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В СУБТЕСТЕ «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» WAIS И WISC-III
ТЕСТЫ ВЕКСЛЕРА.
ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И ФУНКЦИЙ (АСПЕКТОВ) ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА И ПРОЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТИПА ИМ В УСТАНОВОЧНОМ ПОВЕДЕНИИ
Голованова И.В., Щербакова О.В. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАКОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СУБЪЕКТА
Щербакова Е.В. Соотношение креативности с интеллектом и личностными особенностями
24.7. СВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИЙ НАД НЕЧЕТКИМИ МНОЖЕСТВАМИ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИЙ НАД СЛУЧАЙНЫМИ МНОЖЕСТВАМИ
Щербакова О.В. Научное мышление как предмет психологического анализа
Щербакова М.С. Дети с ЗПР в нашем обществе: проблема интегрированного обучения и социализации
Щербакова М.С. Развивающие игротехнологии как средство социальной адаптации под-ростка
ЩЕРБАКОВА М.С. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРОТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИ-АЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА
Щербакова Ольга Владимировна Бойкова Ирина Юрьевна Каменских Анна Алекксеевна СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ
Бланк теста ОНР
Добавить комментарий