Щербакова Ольга Владимировна МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В СУБТЕСТЕ «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» WAIS И WISC-III

Понимание комического компонента вербального или иконического текста является свидетельством максимально полного считывания информации и адекватной ее переработки. Умение видеть и учитывать юмористический компонент ситуации при построении ее субъективной интерпретации представляет собой один из сложнейших интеллектуальных навыков, который свидетельствует о сформированности понятий и системы обратимых мыслительных операций [Веккер, 1976]. Поэтому неслучайно в различные тесты интеллекта (например, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и М. Салливена) включены задания, правильное выполнение которых возможно только в том случае, если испытуемый осознает наличие юмористического компонента и поймет его смысл.

Несмотря на многообразие работ, посвященных эффекту комического (Лук, 1967, 1968, 1977; Розов, 1979; Иванова, 2002; Изард, 2002; Фрейд, 2005), основное внимание исследователи уделяют формальнологическим способам его создания, а не психологическому содержанию. Поэтому предметом нашего исследования стали именно психологические механизмы конструирования юмористических ситуаций. В качестве объекта изучения был выбран субтест «Последовательные картинки» из детского (WISC-III) и взрослого (WAIS) вариантов теста Векслера. Нашей задачей было сравнить механизмы построения комического, заложенные создателями в структуру «детского» и «взрослого» субтестов и требующие использования принципиально различных интеллектуальных ресурсов.

Как в детском, так и во взрослом варианте субтест состоит из нескольких (от 8 до 15) наборов картинок, или раскладок, предъявляющихся испытуемому в порядке возрастания сложности. Картинки каждого набора объединены общей сюжетной линией и представляют собой связную рисованную историю. Испытуемому они предъявляются в перепутанном виде; его задача — восстановить логику действия рисованных персонажей и выстроить картинки в правильной последовательности.

Проведенные нами психологическая экспертиза и сравнительный анализ показали, что «Последовательные картинки» WISC-III и WAIS отличаются по ряду параметров. Одной из наиболее важных характеристик субтеста, определяющей степень сложности каждой раскладки, является наличие или отсутствие юмористической окраски сюжета. Присутствие юмора заметно осложняет понимание смысла совершаемых героями действий. Поэтому первые, т.е. самые простые, раскладки как «детского», так и «взрослого» субтеста не содержат в себе юмористического компонента.

Основная задача зрителя при их рассматривании — считать встроенные в структуру картинок указатели на течение времени (положение солнца на небе, время, которое показывают настенные часы) и воссоздать внешнюю логику действия персонажей. Совершение этих познавательных действий оказывается достаточным для выполнения тестового задания и расположения картинок в правильной последовательности.

Более сложные раскладки (с 4 по 8 в WAIS и 3, с 5 по 8, с 10 по 13 в WISC-III) содержат в себе юмористический компонент, без понимания которого испытуемый сможет формально выстроить правильную последовательность картинок, но будет неспособен дать верную смысловую интерпретацию сюжета. Характерно, что механизмы порождения комического в «детском» и «взрослом» вариантах субтеста различны. В WISC-III юмор основан на столкновении двух противоречащих друг другу паттернов поведения. Оно происходит за счет того, что нарисованные герои слишком привязаны к собственной точке зрения и не учитывают потребностей и мотивов партнера. В «детском» субтесте эффект комического возникает за счет обыгрывания эгоцентрического поведения героев и трудностей начинающейся децентрации [Пиаже, 2004]. Именно эти интеллектуальные проблемы постепенно преодолеваются детьми в возрасте от 6 до 16 лет 11 месяцев, для тестирования которых и предназначен WISC-III.

Картинки WAIS содержат юмористические коллизии иного рода. Эффект комического здесь достигается путем демонстрации как минимум двух прямо противоположных точек зрения на предлагаемую испытуемому ситуацию, а также за счет резкой смены взгляда на проблему (например, герой пытается открыть дверь, изо всех сил толкая ее от себя, а потом выясняется, что нужно было тянуть на себя). Многообразие интерпретаций может быть обусловлено качественным различием в понимании смысла одних и тех же нарисованных событий. Эти различия могут определяться разностью психологического, социального и культурного опыта героев.

Анализ «Последовательных картинок» WAIS и WISC-III показывает, что одной из главных особенностей юмористических ситуаций является игра с различными точками зрения на одни и те же события. Задания, содержащие юмористический компонент, служат хорошей моделью для диагностики уровня развития интеллекта.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Богова Юлия Валерьевна Гончар Ольга Владимировна Серова Ольга Александровна Кислицына Ольга Владимировна НЕРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ: ТАКТИКИ САМООБВИНЕНИЯ И САМООПРАВДАНИЯ МАТЕРЕЙ.
Щербакова Ольга Владимировна Бойкова Ирина Юрьевна Каменских Анна Алекксеевна СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ
Щербакова О.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ КАРТИНОК» ТЕСТА ВЕКСЛЕРА
Павлова Ольга Владимировна ЗНАЧИМЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Науменко Ольга Владимировна НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Науменко Ольга Владимировна ЧИСЛОВОЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРАЙМИНГ-ЭФФЕКТ В СИТУАЦИИ УГАДЫВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
Радченко Светлана Андреевна, Кружкова Ольга Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАДИАЛЬНО-ЛУЧЕВОГО СТРОЕНИЯ ГОРОДА
III Механизмы психологического вампиризма и типы психологических вампиров
Екимова Ольга Александровна, Даниленко Ольга Ивановна ПРЕДПОЧТЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СУБЪЕКТАМИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
Морозова Полина Владимировна, Глухова Таисия Владимировна ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Винокурцева Ирина Владимировна Жуковская Елена Владимировна ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ В КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СТУДЕНТОВ
О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕРЬЕЗНОГО И КОМИЧЕСКОГО
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО?
Задание 1 «РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ» (приложение 2).
ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПОНИМАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
1.3. Тестовая батарея ROADS предназначена для определения ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЛЮИДНОГО (НЕВЕРБАЛЬНОГО), КРИСТАЛЛИЗОВАННОГО (ВЕРБАЛЬНОГО), ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ. ОНА ВКЛЮЧАЕТ 6 СУБТЕСТОВ, 5 ИЗ КОТОРЫХ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ (ВСЕГО 80 МИНУТ):
РЕАЛЬНОСТЬ И КАРТИНКИ
Добавить комментарий