В.Е. Семёнов ДОСТОЕВСКИЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ И РОССИЙСКАЯ ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ

Известно, что великий русский писатель Ф.М. Достоевский (1821-1881) весьма скептически относился к современной ему психологической науке, которая в те времена была описательной и интроспективной дисциплиной, т. е., по сути, мало отличалась от методологии писательского творчества. Только незадолго до смерти писателя Вильгельм Вундт в 1879 г. создал в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Впрочем, и её работа навряд ли удовлетворила бы Достоевского, который полагал, что тогдашние психологи слишком упрощённо подходят к пониманию человеческой души. Вместе с тем творчество Достоевского произвело значительное впечатление на психологов и психиатров уже в XIX в. и ещё большее — на представителей психоанализа во главе с 3. Фрейдом. Многое в психоанализе было предвосхищено писателем, но Достоевский был более социален и адекватен в понимании человека и его психики. Психологический гений Достоевского обусловлен как природной одарённостью, так и уникальными особенностями его биографии, широтой жизненного опыта и пережитых экстремальных ситуаций. В результате возник исключительный феномен психологической проницательности, эмпатии, всепонимания, «протеизма».

Анализ произведений писателя, проведённый мною, позволяет реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался сознательно и интуитивно в своём творчестве:

— Человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов Добра и Зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен. Научные абстракции слишком сухи и тощи, чтобы правильно понять человека. «С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!».

— Человек не только «человек разумный» (когнитивный), но и «человек страстный» (эмоциональный, аффективный). Причем разум — это не только благо, но нередко и зло. Недаром именно злодеи, вроде Петра Верховенского, Смердякова, Ставрогина, отличаются рационалистичностью. Идеалом для Достоевского является прежде всего «сердечный» человек (князь Мышкин, Алеша Карамазов, Соня Мармеладова и др.).

— Человек вполне общественное, коллективное существо.

Перефразируя название офорта Гойи, «одиночество порождает чудовищ». Именно в одиночестве Раскольников выдумывает свою наполеоновскую теорию вседозволенности. Зато положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны.

— Человек обладает свободной волей. Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды («Сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку — среда что ли его на это понудила?!»). Однако существуют аффективные состояния, когда человек не может контролировать свои поступки.

— Счастье человека «не в комфорте», а в любви к другим людям, которая так или иначе возвращается к нему (Соня и каторжные, Алеша Карамазов и дети). Люди, не способные на это, человеконенавистники гибнут, так как не выносят даже самих себя (самоубийства Ставрогина, Смердякова, Свидригайлова).

С другой стороны, не следует закрывать глаза и на человеческое «подполье», т. е. все тёмное в недрах человеческой психики. Когда в 1990-х гг. я разрабатывал свою концепцию российской полименталь- ности, именно у Достоевского я нашёл образное личностное воплощение базовых типов российских менталитетов (православно-рос- сийский, общинно-коллективистский, индивидуалистско-капиталис- тический и криминально-групповой). Это были братья Карамазовы из одноименного романа: глубоко верующий, светлый и добродетельный инок Алёша, аффективно-импульсивный, экстравертированный отставной офицер Дмитрий, рационалистично-скептичный интровер- тированный индивидуалист Иван и их сводный брат — психопатичный маргинал отцеубийца Смердяков. Эти ментальные типы продолжают существовать и эволюционировать и в современной России. Достоевский остаётся чрезвычайно актуальным и эвристичным писателем и в наше время, в частности и особенно для социальных психологов, что будет показано в докладе.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Семенов В.Е. ПЛЮРАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕНТАЛИТЕТОВ
Л.Г. Почебут, В.Е. Семенов ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ КУЗЬМИН - ОСНОВАТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Н.В. АВДЕЕВА ОМСК, ОМГУ ИМ. Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО ИМИДЖ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ОМГУ ИМ. Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО)
Ноздрина Т.Н. Психология ненасильственного взаимодействия как основа для новой российской педагогики
К.С. МОХНАЧЕВА ОМСК, ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ И РЕАЛЬНОМ ОБРАЗАХ ФИЗИЧЕСКОГО «Я»
Гришин В.В. Иррациональные идеи в социальных представлениях российских избирателей
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС–СЛОЯ
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР
Психология труда как наука и социальная практика
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Добавить комментарий