СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ И ИХ КОДЫ — ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ

В психологии отмечены переломные моменты, кризисы, перевороты, знаменующие на жизненном пути человека преобразования структуры и функций души. Если человек успешно пр е- одолел эти кризисы, то становится способным решать задачи нового класса, о которых раньше даже не задумывался.

Наличие коренных изменений дает основание рассматривать время жизни — решающий фактор развития души. Ведь природа отмеряет нам его не щедро, «не сколько будет, столько и будет», а ровно столько, чтобы процесс развития материализовался:

а) в структурах души и тела;

б) в чувствах, мышлении и психомоторике — пока они не приобретут гармонии, необходимой для того, чтобы образовался и заработал механизм творчества;

в) в структуре энергопотенциала.

Развитие тела нельзя остановить: ребенок становится взрослым человеком. А вот с механизмом творчества — не так. Его развитие можно остановить и изменить его направление.

А существует ли у потерпевшего шанс догнать время? Безусловно. Но для этого нужно выполнить огромную работу над собой. То, что развивается свободно, естественным путем, не требует специальных усилий: ребенок свободно развивается и не замечает этой огромной работы — ее оплачивает природа и награждает за эту работу удовольствием и вдохновением. Потому что процесс свободного (без форсажа) развития создается без насилия над собой.

Вот почему не нужно забывать о времени, ведь работа над собой — своей душой и телом растягивается на долгие годы. Не успеешь оглянуться, остановишься — позади несделанное. Работа шла не туда, а время потрачено впустую. И вернуть назад уже не хватает сил. Что же делать?

Как понимается смысл жизненного пути в обыденном сознании? Обыватель видит его так: у подножия — рождение, на вершине — расцвет сил, а потом — все идет под горку.

Мудрец скажет: все намного сложнее! Восхождение он разделяет на этапы: детство, отрочество, юность… Почему так? Мало кто способен ответить, хотя каждый уверен, что это замкнутые, целостные этапы жизни.

Чтобы выяснить, как развивается механизм творчества, В.В. Клименко (1991, 1996) воспользовался математикой. Законами чисел Фибоначчи и пропорцией «золотого сечения» — законами природы. Иначе говоря — законами природы и жизни человека.

Если развернуть в ряд числа Фибоначчи, то получим: 1,1, 2, 3, 5, 8,13,21, 34, 55, 89 и т.д. Отношение между числами Фибоначчи составляет 0,618. Оно найдено древними египтянами и использовано в математике Пифагором. Это — результат разделения целого на две неравные, но пропорциональные части. В свое время ее называли «божественной пропорцией», «золотым делением», а позже гениальный Леонардо да Винчи употребил впервые для обозначения пропорции общепринятый термин — «золотое сечение».

С тех пор эта пропорция была найдена во многих природных явлениях (в строении нашего с вами тела, в ботанике, в процессах квантовой механики). В наше время золотое сечение как закон природы используется в практической деятельности людей, оно нашло широкое научное применение в математике, технике, музыке, эстетике и т.д.

Развитие человека тоже происходит соответственно божественной пропорции, подчиняется закону ее чисел, разделяя нашу жизнь на этапы с теми или иными доминантами механизма творчества. Дальше речь пойдет о прогрессивных изменениях в человеке, который нормально родился и нормально, соответственно природе, развивается, у которого отсутствуют наследственные болезни и травмы мозга.

Числа Фибоначчи делят нашу жизнь на этапы по количеству прожитых лет:

0 — начало отсчета — ребенок родился, но он совсем не пустое

место, не «табула раса», на которой природа и люди будут писать жизненный путь. Родился Человек. У него еще отсутствуют не только психомоторика, мышление, чувства, воображение, но и оперативный энергопотенциал. Отделившись от материи он — начало жизни новой гармонии;

1 — ребенок овладел ходьбой и осваивает ближайшее окружение;

2 — понимает речь и действует, пользуясь словесными указаниями;

3 — действует посредством слова, задает вопросы;

5 — «возраст грации» — гармония психомоторики, памяти, воображения и чувств, которые уже позволяют ребенку охватить мир во всей его целостности; 8 — на передний план выходят чувства. Им служит воображение, а мышление силами своей критичности направлено на поддержку внутренней и внешней гармонии жизни; 13 — начинает работать механизм таланта на превращение материала, приобретенного в процессе наследования продуктов работы талантов и гениев, развивая свой собственный; 21 — механизм творчества приблизился к состоянию гармонии и делаются попытки выполнять талантливую работу, что дает возможность придавать этому механизму естественную силу; 34 — возраст Иисуса Христа — гармония мышления, чувств, воображения и психомоторики с энергопотенциалом — рождается способность к гениальной работе; 55 — в этом возрасте, при условии сохраненной гармонии души и

тела, человек готов стать творцом. И так далее…

До 8 лет — детство, до 13 — отрочество (возраст отрицаний), 21 — юность. Итак, мудрец знал не все. Как видите, детство, например, по самой грубой шкале — это 5 переворотов, которые переживает ребенок, приобретая новые качества.

А что же такое засечки «Чисел Фибоначчи»? Они могут быть сравнимы с плотиками на жизненном пути. Эти плотины ожидают каждого из нас. Значит, прежде всего необходимо преодолеть каждую, а потом терпеливо поднимать и поднимать свой уровень развития, пока в один прекрасный день она не развалится, открывая свободному течению путь к следующей.

Теперь, когда нам понятен смысл этих узловых точек возрастного развития, попробуем расшифровать, как все это происходит.

В 1 год ребенок овладевает ходьбой. До этого он познавал мир передней частью головы (как животное — мордой). Теперь же он познает мир руками — исключительная привилегия человека. Животное передвигается в пространстве, а он — познавая — овладевает пространством и осваивает территорию, на которой живет.

2 года — понимает слово и действует в соответствии с ним. Это значит, что:

1) ребенок усваивает минимальное количество слов — смыслов и образов действий;

2) пока что не отделяет себя от окружающей среды и слит в целостность с окружающим,

3) поэтому действует по чужому указанию. В этом возрасте он самый послушный и приятный для родителей. Из человека чувственного ребенок превращается в человека познающего.

3 года — действие при помощи собственного слова. Потому что уже произошло отделение этого человека от окружающей среды — и он учится быть самостоятельно действующей личностью. Отсюда:

1) сознательно противостоит среде и родителям, воспитателям в детском саду и т.д.;

2) осознает свой суверенитет и борется за самостоятельность;

3) старается подчинить своей воле близких и хорошо знакомых людей.

Теперь для ребенка слово — это действие. С этого начинается действующий человек.

5 лет — «возраст грации». Чудесный возрастной этап. Самостоятельно действующий человек в постоянном ощущении полета. Он — олицетворение гармонии, ее живой эталон и все гармонии мира — природные и рукотворные — открыты ему. Книги, игры, танцы, ловкие движения — все насыщено гармонией, которой маленький человечек старается овладеть собствен мыми силами. Гармоничная психомоторика содействует приведению к новому состоянию. Поэтому ребенок направлен на психомоторную активность и стремится к максимально активным действиям.

Материализация продуктов работы чувствительности осуществляется:
1) способностью к отображению окружающей среды и себя как части этого мира (мы слышим, видим, прикасаемся, нюхаем и т.д. — все органы чувств работают на этот процесс);

2) способность к проектированию внешнего мира, в том числе и себя (создание второй природы, гипотез — сделать завтра то и другое, построить новую машину, решить проблему, решить задачу квадратуры круга), силами критичности мышления, чувств и воображения;

3) способность к созиданию второй, рукотворной природы, продуктов деятельности (реализация задуманного, конкретные умственные или психомоторные действия с конкретными предметами и процессами).

После 5 лет механизм воображения выходит вперед и начинает доминировать над остальными. Ребенок выполняет гигантскую работу, создавая фантастические образы, и живет в мире сказок и мифов.

Гипертрофированностъ воображения ребенка вызывает у взрослых удивление, а иногда и тревогу за состояние здоровья малыша, потому что воображение никак не соответствует действительности.

8 лет — на передний план выходят чувства и возникают собственные мерки чувств (познавательных, нравственных, эстетических). Где эти мерки находятся? В нем самом. В его маленькой душе.

В форме чувств. А что это за мерки? Психическое состояние души: гармоничная душа, тогда ребенок безошибочно:

1) оценивает известное и неизвестное,

2) отличает моральное от аморального, нравственное от безнравственного,

3) прекрасное от того, что угрожает жизни, гармонию от хаоса.

В этом возрасте возникает вундеркинд. Опыт свидетельствует, что вундеркинды редко достигают вершин творчества. До какого-то времени он делал копии, но однажды понял: этого мало. А подхлестывания их взрослыми, желание любой ценой создать человека, способного к творчеству, окончательно истощает детские силы. Тот же горький опьгг создал ироничное отношение к детям, которые досрочно преодолели первые возрастные плотины и чем-то отличаются от сверстников. Поэтому за словом «вундеркинд» стоит проблема. Но это проблема творчества — дело не из легких.

Когда процесс развития души соответствует ряду Фибоначчи — это норма. А дети, дошедшие до возрастной плотины и не преодолевшие ее, остаются на долгие годы, а то и на всю жизнь, на предыдущем уровне развития…

13 лет — начинает работать механизм творчества. Но это не значит, что он работает на полную мощность. Тут на первый план выходит какой-нибудь один элемент механизма, а все остальные содействуют его работе. Если и в этом возрастном периоде развития сохраняется гармония, которая почти все время перестраивает свою структуру, то отрок безболезненно доберется до следующей плотины, незаметно для себя преодолеет ее и будет жить в возрасте революционера.

Подчеркнем: механизм творчества включается в работу самопроизвольно. И происходит это только в том случае, когда каждая составная оптимально развита и все они вместе гармонично согласуются между собой. Тогда задачи, окружающие человека, находят его и вынуждают решать себя до конца. Задача вызывает чувство дискомфорта (всем нравится, всем удобно, а вам — тесно, гадко, колет. Понять, почему всех устраивает, а вам не нравится, — значит понять задачу). Признаки решенной задачи: дискомфорт ассимилирован в комфорт.

В возрасте революционера отрок должен сделать новый шаг вперед. Отделиться от ближайшего социума — и жить в нем гармоничной жизнью и деятельностью. И не каждый может решить эту задачу, возникающую перед каждым из нас.

21 год. Если революционер успешно преодолел эту плотину возрастного развития — первую гармоничную вершину жизни, то его механизм таланта способен выполнять талантливую работу. Чего греха таить, чувства (познавательные, моральные или эстетические) иногда затмевают мышление, но в общем все элементы работают слаженно: чувства открыты всему миру, а логическое мышление способно с этой вершины называть и находить меры вещей.

Механизм творчества, развиваясь нормально, достигает состояния, позволяющего получать определенные плоды. Он начинает работать.

В этом возрасте наблюдается второй изгиб — вперед выходит механизм чувств. По мере того, как воображение и его продукты оцениваются чувствами и мышлением, между ними возникает антагонизм. Побеждают чувства. Эта способность постепенно набирает мощность, и отрок начинает ею пользоваться. Что же новое тут появляется?

34 года — уравновешенность и гармоничность — продуктивная действенность таланта. Гармония мышления, чувств и воображения, психомоторики, которая пополняется оптимальным энергопотенциалом, и механизм в целом — рождается возможность исполнять гениальную работу.

55 лет — человек может стать творцом. Третья гармоничная вершина жизни: мышление подчинит себе силу чувств — условие создания нового мира, открытия того, что люди чувствовали, но не могли назвать и пользоваться силами природы.

Напомним: числа Фибоначчи называют этапы развития человеческой души. А пройдет ли человек этот путь без остановок, зависит от родителей и учителей — образовательной системы, а дальше — от него самого, от того, как человек будет познавать и преодолевать самого себя.

Чтобы механизм творчества развивался полноценно (чтобы человек стая талантом, гением, творцом) — он должен развиваться естественно и свободно. Но это не означает, что это развитие — в идеале — прямая линия. Ничего подобного! Потому что любой график, прямолинейный график создает представление о процессе повторения, копирования (пускай с накоплением — ростом чего — то) начального состояния.

Ряд чисел Фибоначчи имеет еще одно удивительное свойство: каждый возрастной период может быть разложен на более мелкие гармоничные и пропорциональные отрезки времени, в течение которых происходили определенные изменения в душе человека.

Развитие гармоничной целостности (если ее рассматривать в координатах времени) на каждом возрастном этапе (детство, отрочество, юность, зрелость) в свою очередь разделяется на отдельные микропериоды. Поделив этап на части получим четыре узловые точки — золотые точки «золотого сечения» — 0, 0,382, 0,618 и 1.

Что природа скрывает за этими точками?

0 — начало отсчета, начало жизни нового, включенного кодом пропорции в активность очередного элемента механизма творчества, нового состояния гармонии. Тут 0 — верхний край фундамента, на котором начнет строиться новая, более совершенная и с новыми свойствами гармония человека.

Точка 0,382 — состояние зарождающейся гармонии, часть времени возрастного периода, в котором гармония состояния души и тела неуравновешенна, чувствительна к перегрузкам, но восприимчива к развитию того, что доминирует в механизме таланта после преодоления предыдущей возрастной границы.

Точка 0,618 — гармония тела и души приобретает равновесие, может компенсировать разрушительные влияния и сохранять свою цельность, а доминирующий механизм таланта начинает работать с видимыми продуктами своей работы и развивается в направлении совершенства.

Точка на уровне 1 — завершение предыдущего — совершенная целостность — и начало нового возрастного периода. Гармония начала разрушаться, но и содержит в себе еще более совершенную гармонию. Еще один шаг — и предыдущая целостность поддается метаморфозе, превращаясь в «0» (с которого тоже начинается новый этап развития или разрушения механизма творчества).

На жизненном пути человек открывает 7 предметов отношений:

1. От дня рождения до 2-х лет — открытие физического и предметного мира ближайшего окружения (кроватка, комната, дом).

2. От 2-х до 3-х лет — открытие себя: Я — Сам».

3. От 3-х до 5-ти лет — речь, действенный мир слов, красоты и гармонии и системы «Я — Ты».

4. От 5-ти до 8-ми лет — открытие мира чужих мыслей, чувств и образов — системы «Я — Мы».

5. От 8 до 13 лет — открытие мира задач и проблем, решенных гениями и талантами человечества — системы «Я- Духовность».

6. От 13 до 21 года — открытие способностей самостоятельно решать всем известные задачи, когда мысли, чувства и воображение начинают активно работать, возникает система «Я — Ноосфера».

7. От 21 до 34 лет — открытие способности создавать новый мир или его фрагменты — осознание самоконцепции «Я — Творец».

Жизненный путь имеет пространственно-временную структуру. Он состоит из возрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни. Совокупность таких «измерений» составляет пространственную структуру жизненного пути.

Человек овладевает (в определенной мере) обстоятельствами своей жизни, становится творцом своей истории и творцом истории общества. Подлинно творческое отношение к жизни, однако, появляется далеко не сразу и даже не у всякого человека (жизнь некоторых людей справедливо оценивается как бездарно прожитая).

Между фазами жизненного пути существуют генетические связи, и это обусловливает закономерный его характер. Отсюда следует, что в принципе можно предсказывать будущее развитие на основе знания о ранних его фазах. Конечно, это прогнозирование будет вероятностным, поскольку жизненный путь человека отмечен многими случайностями, не поддающимися никаким прогнозом.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
3. ПРОБЛЕМА УЧЕТА СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ.
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ.
Морозова А. В. ОБРАЗ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
ВЛИЯНИЕ ТРАНСЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОТЕРАПИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЖЕНЩИН В КЛИМАКТЕРИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ
Е.А. КОТ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
КОДЫ ПАМЯТИ
Басалай Оксана Владиславовна Мальцева Анна Александровна СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ К ПЕНСИОННОМУ ПЕРИОДУ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ
КОДЫ ДП.
7.4. ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ (СЕНСИТИВНЫЕ) ТИПЫ
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
ИНВАРИАНТНОСТЬ КОЛИЧЕСТВА И ЧИСЛА.
Добавить комментарий