Серебренникова Елена Александровна, Белова Дина Евгеньевна СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДУХОВНЫЙ КРИЗИС МОЛОДЕЖИ

Современный мир противоречив, сложен и быстро меняется. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Духовный кризис возникает вследствие того, что человек не может четко понять, в чем его смысл жизни. А в настоящее время молодежи определить свои смысложизненные ориентации еще сложнее. Ведь современный мир динамичен, быстро изменяется, а вместе с ним меняются и ценности общества, и каждой отдельной личности

За одним и тем же термином «смысл жизни» скрываются три совершенно различных понятия. Это, прежде всего, философский смысл жизни, синонимом которого является термин «предназначение». Второе понятие —смысл, который определяется, когда человек прожил свою жизнь или завершенный период ее. Наконец, третье понятие, обозначае-

мое термином «смысл жизни», — это психологический смысл жизни отдельного человека вкупе с его регуляторной функцией (мотивацион- ной и ориентирующей).

Рассмотрение вопросов «смысла» встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что «только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними».

Для Юнга поиск смысла жизни — специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему.

Из экзистенциалистов одним из первых смысл жизни рассматривает К.Ясперс, трактуя его как актуальное переживание, специфически присущее человеку внутреннее восприятие психических взаимосвязей, происходящее благодаря определенной внутренней работе.

В российской психологической науке проблематика смысла детально разрабатывается в рамках «вершинной психологии» Л. С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С.

Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряд других современных подходов.

Осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Д. А. Леонтьев выделяет 5 факторов, которые можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. В первую группу входят два фактора, характеризующие внутренний локус контроля, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществить такой контроль. Во вторую группу входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией.

Неудача в поиске человеком смысла своей жизни и вытекающее из нее ощущение утрата смысла являются причиной духовного кризиса.

Внутренней потребностью личности является реа-лизация своего пути, своего жизненного замысла. Когда человек стал-кивается с определенными сложностями на пути этого замысла, когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отно-шения человека, он оказывается бессильным в перспективе реализа-ции жизненного замысла, возникает кризис

Анализ литературы позволяет дать рабочее опреде-ление духовному кризису. Духовный кризис — это состояние переживания утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально-значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального.

На основе теоретического анализа нами сформулирована проблема взаимосвязи смысложизненных ориентаций и духовного кризиса молодежи. Исследование планируется провести на выборке студентов- психологов.

Чтобы помочь ищущим обрести свой смысл жизни, необходимо представить молодым людям и девушкам спектр обобщенных смыслов жизни, предложенные в форме общедоступных научных положений и в форме жизненной истории. Из этого спектра каждый сможет выбрать свой путь, свой смысл жизни

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Фефелова Ирина Васильевна, Белова Дина Евгеньевна ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Мугатабарова Эльмира Касимовна Белова Дина Евгеньевна ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Бунтова Елена Евгеньевна ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА СТРАХА УСПЕХА
ОПРОСНИК СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА
К.В. КАРПИНСКИЙ. ОПРОСНИК СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА, 2008
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ЭТИОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
1.2 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ГЛАВА ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС»
ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ
Патогенетическое влияние смысложизненного кризиса.
Дагаева Елена Александровна ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ИМИДЖ
Часть ТИПЫ ДУХОВНЫХ КРИЗИСОВ
ГЛАВА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТА
Добавить комментарий