Серов Н.В. О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЯЗЫКЕ И МОДЕЛИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТА


Отсутствие целостного подхода при определении роли цвета в психологии и, в частности, в теории личности связано с отсутствием единого представления как о цвете, так и о структуре интеллектуальных функций человека. Об этом говорит прежде всего раздробленность психофизических функций ощущения, апертуры и других характеристик цвета: психологических (цветовосприятие) или психолингвистических (фокусные цвета, цветообозначения) и др.
Проблема сознания как интеллекта, как единой совокупности психических характеристик личности, становится все более актуальной для психологов-экспериментаторов, педагогов, специалистов по искусственному интеллекту. В рамках теорий интеллекта, полученных на основе факторного анализа, выделено уже более сотни «базовых факторов интеллекта». Понятно, что такое его подразделение на множество мельчайших и нередко взаимоисключающих компонентов не может служить основанием для построения упомянутой модели: любое моделирование предполагает упрощение явления для системной классификации его основных компонентов.
Более четверти века назад Б.Г.Ананьев (1969) призвал к созданию синтетического человекознания, основанного на междисциплинарных связях в изучении человека. Для этого требовалось: приведение всех дисциплин к единому модельному представлению о человеке, создание единого междисциплинарного языка, и усовершенствование экспериментальных методик.
К настоящему времени ни один из этих пунктов нельзя считать осуществленным. Поэтому проблемой междисциплинарного изучения интеллекта (помимо отсутствия единой модели и языка) является то, что проявления его компонентов не локализованы ни во времени, ни во внешнем пространстве. Вместе с тем именно этим свойством обладает цвет, поскольку, согласно определению Американского оптического общества, он является функцией непространственных и невременных характеристик света.
В настоящей работе осуществлена попытка представить взаимозависимость указанных аспектов изучения цвета и человека путем установления между ними междисциплинарных корреляций на хроматическом, т.е. на методологически едином междисциплинарном уровне в целях моделирования сознания как интеллекта.
В философском аспекте «сознание» нередко рассматривалось настолько широко, что о конкретном экспериментальном его изучении вопрос практически не ставился. Так, например, только в середине 1996 года Институт философии РАН организовал конференцию «Проблема сознания: сознательное, подсознательное и бессознательное». При этом известная психофизическая проблема представлялась как нечто не разрешаемое, а многочисленные данные о психике человека наслаивались на многочисленные типологии или на разрозненные представления о его поведении, характере, активности, эмоциональности и др.
Поскольку указанные парадоксы основаны большей частью на терминологической традиции, то остановимся на определениях и понятиях хроматизма, в частности на базовом для методологии хроматизма понятии «хрома» (др.греч. ????? — цвет, краска, эмоции), в которое античные авторы вкладывали тройственный смысл: цвет как идеальное, краска как материальное и эмоции как их отношение. Отсюда «хроматизм» сводится к моделированию через триадное (см. «хрома») представление двусторонности (идеальное как психическое и материальное как биологическое) объекта исследования с выявлением сущности эмоционального к нему отношения.
Возможность связи этих чувств с катарсисом, по-видимому, не требует специального обоснования в силу природы их возникновения, основанной как на низших (аффективных), так и на высших чувствах, в обоих случаях описываемых третьим значением понятия «хрома». Представление о катарсисе нередко трактуется как очищение психики от бессознательных импульсов с их последующим осознаванием. Однако это представление оказывается не совсем логичным, поскольку бессознательные импульсы в отличие от подсознательных не всегда могут быть осознаны, по определению. Игнорирование этого факта при использовании философской терминологии приводит, например, А.Яффе (1996) к следующему высказыванию: «Четыре функции сознания, описанные Юнгом, — мышление, чувство, интуиция и ощущение — оснащают человека всем необходимым...»
Показательно, что только одна из этих особенностей «сознания» может быть обоснована с формально-логических позиций собственно сознания (как рассудка) без привлечения особых допущений, поскольку чувство, интуиция и ощущение базируются на эмоциональном уровне отражения действительности, который, насколько нам известно, еще никому не удавалось осознать на уровне формальной логики. Иначе говоря, к области «сознания» (осознаваемого) в психологии до сих пор относятся частично или полностью неосознаваемые явления. С другой стороны, понятия «интеллект», «интеллектуализация» нередко используются для обозначения весьма узких, как правило, рассудочных областей человеческой деятельности, игнорируя тем самым преобладающую часть семантического поля этого термина.
Интеллект (от лат. Intellectus — ощущение, восприятие, понятие, представление, разум, мышление и др.) — понятие, близкое к личности, к психическому в психологии или к сознанию в философии. Поэтому до сих пор встречающееся сужение этого понятия до «рассудочности», на наш взгляд, искажает практически все наследие прошлого. В философской, психологической и медицинской литературе можно встретить разнообразные и также противоречивые теории с определениями интеллекта как личности. Сравнительный анализ их адекватности показал, что наиболее обоснованной и перспективной является теория динамических смысловых систем. Согласно ей интеллект может быть определен как совокупность индивидных и межиндивидных связей, которые коррелируют с тремя основными характеристиками человека: биологическое (бессознательное), психологическое (подсознательное) и социальное (сознательное). Локализацию этих функций принято сводить к трем физиологическим факторам: бессознательное связывают со стволовыми отделами мозга, подсознательное — с подкорковыми или правым полушарием и сознательное — с корой или левым полушарием головного мозга.
В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что чувствам отвечает доминанта сознательного и подсознательного компонентов интеллекта над бессознательным, воле — доминанта сознательного (и/или бессознательного) компонента, аффектам — бессознательного над сознательным и подсознательным и т.п. Для лучшей формализации их принято обозначать через планы интеллекта: сознательное — мат-план (М), подсознательное — ид-план (Id) и бессознательное — син-план (S). Поскольку вклады этих компонентов в интегральную работу интеллекта могут быть измерены по «резонансно взаимодействующими» с ними цветам, то этим предполагается введение объективных критериев в психологию личности и цвета.
В хроматизме эти представления объединены в единую триаду интеллекта (табл.1). Как следует из таблицы, эта триада адекватно описывает пресловутый переход «от ощущения к мысли» в соответствии с пе-
реходом от бессознания к сознанию. При диадном подразделении (социальное – биологическое) интеллект принято представлять как совокупность сознания и неосознаваемого (бессознание + подсознание) и выражать в двухплановой системе анализа как MId. Триадное представление интеллекта MIdS позволило формализовать многие психологические характеристики, и в частности темперамент.
Темперамент — интегральная функция интеллекта, обусловленная нейродинамической организацией головного мозга (M и Id) и структурно-динамическими особенностями организма (S). Соответствующие доминанты MIdS определяют тип темперамента по предпочтительному выбору цветов испытуемым данного пола и возраста при строго заданных условиях.
Поскольку третья характеристика «хрома» (чувства, эмоции) предполагает, что отношение подсознания (как идеального) к бессознанию (как материальному) проявляется прежде всего в цвете, то последний можно считать «неразделимым целым» между субъектом и объектом чувственного познания.
Восприятие цвета можно представить через интегрирующую деятельность интеллекта, сопоставляющего ощущение цвета (поступающее из внешней среды в бессознание) с существующими в подсознании хроматическими свойствами архетипов, которые сознание может осознавать и запоминать как фокусные цвета. Для моделирования интеллекта поэтому было предложено сопоставлять свойства внешнего и внутреннего цветового пространств. Введение хроматической (измеримой образно-понятийной) модели интеллекта основано на много большем соответствии между оттенками цветов и психическими (эмоциональными) состояниями.
Характеристики всех (ахроматических и квазимонохроматических) цветов изображаются в форме цветового тела, содержащего цветовой круг с фокусными (максимально насыщенными) цветами по периметру и средне-серым в центре. Согласно рис.1 любой цвет можно описать тремя характеристиками и выразить точкой в трехмерном пространстве типа двойного конуса: цветовой тон, насыщенность, светлота. В силу некоторой идеализации черного и белого цветов на рис.1 (в природе не существует ни абсолютно черного, ни абсолютно белого цвета) в хроматизме используется атлас Манселла, представляющий собой цветовое тело в виде сферы, где ахроматические цвета соответствуют окружающей действительности.
Цвет использовался для обозначения определенных свойств или идей В связи с этим нами было проведено обоснование так называемой «символики цвета» в пределах хроматического анализа репрезентативных данных в истории искусства, в мифах и ритуалах. Как в мифе каждый «символ» может нести несколько значений, так и в цветоведении каждый метамерный цвет может быть образован из нескольких различных цветов: (К+Г = П+3 = 0+С = Ж+Ф и т.п.).
Если образование метамерных цветов связано с функциями бессознания и подсознания (неосознания), то многозначность цветовых символов — с деятельностью всего интеллекта. Его компоненты, обозначенные на ахроматической оси цветового тела (рис.2) как сознание — М, подсознание — Id и бессознание — S, выявляют специфический смысл цвета, что образует многозначность символики цвета.
Введение «цвета» как характеристического представления о качественных особенностях процесса переработки информации каждым из компонентов интеллекта было связано с полисемантичностью этого понятия («хрома») позволило распространить данную модель интеллекта на самые разнообразные объекты: от ритуалов до систем социальной психологии.
Представим понятие антиципации с позиций этой модели. Моделируемое белым цветом сознание оперирует понятиями прошлого и не способно предвидеть будущее, как показал опыт тоталитарных режимов и их отображение в произведениях искусства. Бессознание, передаваемое в хроматической модели интеллекта черным цветом, связанным с непознаваемостью будущего, по-видимому, и является основным источником антиципации. Так как к бессознанию обычно принято причислять интуицию, то последняя и проявляется большей частью у женщин, в интеллекте которых доминирует бессознание при измененных состояниях интеллекта (пифии, сивиллы, жрицы, предсказательницы и др.). В обычном состоянии у женщин доминирует сознательный компонент интеллекта. Роль же творческого подсознания (доминирующего обычно в интеллекте мужчин) моделируется серым цветом, соответствующим незаметности настоящего, и сводится к умению опредметить в произведениях искусства архетипические характеристики бессознания.
Понятие полового диморфизма включает меняющиеся в онтогенезе различия между (f) и (m), которые объективно выражаются в предпочитаемых цветах, в доминировании левого у (m) и правого у (f) полуполей зрения. Сопоставление этих различий с предпочтительными цветами в традиционных культурах показало, что женщинам больше нравятся Черный, Белый, Желтый и Синий цвета, тогда как мужчинам — Серый, Красный и Зеленый.
Модельное представление интеллекта через трехмерное цветовое тело основано на результатах работ многих исследователей. Так, полярное представление эмоций (Вундт), трехмерное представление интеллекта (Юнг) в согласии с двухфакторной моделью Айзенка и типологией Кейрси позволило совместить представление экстра-интроверсии (Е-I) с понятием «теплых-холодных» цветов, характеризующим величину вклада бессознания-подсознания соответственно. При этом сочетание формально-логического и хроматического сопоставления оппозиций показало (см. табл. 3), что ось «размышление-чувствование» (T-F) соответствует оси Ф-Ж цветов; «здравомыслие-интуиция» (S-N) — оси Б-Ч цветов; «рассудительность-импульсивность» (J-P) — оси З-К цветов. Одновременно айзенковская ось эмоциональной стабильности-нестабильности совмещается с «пурпурно-зеленой» осью.
На рис. 3 и 4 изображен цветовой круг как двусторонняя проекция цветового тела на цветовой круг темпераментов, определяющих характер чувственно-эмоциональных (резонансных) отношений, которые коррелируют с вкладом каждого из компонентов женского (f) и мужского (m) интеллекта в соответствующий вид темперамента. Так, например, моделируемое «теплыми» цветами бессознание (S) проявляет эмоции и аффекты, которые, согласно Айзенку, определяются агрессивностью у холериков или жизнерадостностью у сангвиников.
Можно предположить, что определенные компоненты интеллекта проявляют резонансный характер взаимодействия с цветами внешней среды, поскольку содержат хроматические сублиматы их архетипов.
По результатам исследований Валлона, Пиаже и др., Б.Г.Ананьев выдвинул требование сочетать более дробный поперечный возрастной срез с более дифференцированным продольным срезом развития. Такое сочетание поможет уловить «пики» (оптимумы) каждой из фаз, ее нижние и верхние границы, дискретные состояния переходов от одной фазы к другой. Для оценки такой возможности можно было бы сопоставить максимумы кривых, приведенных в книге Б.Г.Ананьева (рис.5), с цветом каждого из компонентов интеллекта, а также с цветом, характеризующим тип темперамента. Однако эти кривые до настоящего времени не подвергались коренному пересмотру (в частности, с дифференцированием по полу) и поэтому не могут быть разложены по составляющим их «пикам». Это связано с тем, что в теории творчества деятельность сознания считается конечным этапом творения. Началом же принято считать подсознание («сновидное состояние», озарение), логика которого, не вписывается в рамки формальной логики научного мышления. Так, например, понятие «амбивалентности цвета» противоречит «принципу исключенного третьего», составляющего непременный атрибут рационального мышления.
Деятельность сознания (как компонента интеллекта) приводит предмет к абстракции, совершенно пренебрегая цветом и формально объединяя принципиально различные хроматические представления в одном понятии. Эта особенность понятийного мышления нашла свое объяснение в модели ахроматических цветов. Так, по данным В.В.Бычкова, еще со времен античности белый цвет приобрел символическое значение «чистоты», отрешенности от мирского. Строго говоря, эта отрешенность носит характер тенденциозного стремления к абстракции, к внечувственному представлению мира, поскольку реальный (цветной) мир скрыт для всех значений белого цвета.
Принимая во внимание результаты проведенного анализа, можно полагать, что цвет обладает всеми свойствами, коррелирующими с функциями интеллекта, строгий учет которых может привести к реализации вышеуказанных принципов Б.Г.Ананьева, а именно: во всех (без исключения) дисциплинах интеллект и цвет могут быть описаны единым модельным представлением. Если же цвет может моделировать интеллект, то соответственно все дисциплины приводятся к единому модельному представлению о человеке; цвет уже является единым междисциплинарным языком, к которому, следует признать, психологи обращаются преимущественно в связи с проективными методиками, пренебрегая тем, что цвет может быть измерен.
Выводы
Путем установления хроматической (междисциплинарной) корреляции между чувствами, интеллектуальными (психическими) функциями и цветовыми предпочтениями обнаружена закономерная связь между внешним и внутренним цветовым пространствами человека в его диморфизме.
Установленная связь между эмоциями, темпераментом и интеллектом позволила ввести хроматический критерий психологической типологизации, который может быть достаточно точно измерен и воспроизведен при резонансном характере взаимодействия цвета с соответствующими компонентами интеллекта.
Проведенные исследования принципов цветовосприятия выявили существование двух оппозиционно дополнительных типов обобщений (абстракции и сублимации), как результатов двух известных типов мышления (мыслительного и художественного).
Таблица Хроматическая модель интеллекта и ее формализация
Компонентыинтеллекта Характеристики компонентов Обозначение планов интеллекта ФормулыMIdS
Сознание формально-логическое, социально-обусловленное материальныймат- M
Подсознание образно-логическое, творчески-человеческое идеальныйид- Id
Бессознание базово-органическое, биологическое синеальныйсин- S
Таблица Природное различие «полов» по темпераментам, %
Направленность Экстраверты Интроверты
Темперамент Холерики Сангвиники Флегматики Меланхолики
Внутренний цвет Красный Желтый Зеленый Синий
Основные черты ярость веселость спокойствие грусть
Женщины 4,5 12,5 19,5 43,5
Мужчины 29,5 11,5 22,5 36,5
Различие -5,0 +1,0 -3,0 +7,0
Таблица 3
Хроматическое соответствие различных типологий
с данными Люшера
SPДио-нисий ESTPISTPESFPISFP теп+Б+Ф+К(теп.Сирхол+Б+Ф+К(хол.Сиртеп+Б+Ж+К(теп.св.Охол+Б+Ж+К(хол.св.О АнтрепренерТамадаМастерХудожник ЖуковНаполеонГабенДюма 5+5+3
SJЭпи-метей ESTJISTJESFJISFJ теп+Б+Ф+Г(теп.св.Схол+Б+Ф+Г(хол.св.Степ+Б+Ж+Г(теп.св.Зхол+Б+Ж+Г(хол.св.З АдминистраторОпекунТорговецХранитель ШтирлицМ.ГорькийГюгоДрайзер 1+1+4
NF Апол-лон ENFPINFPENFJINFJ теп+Ч+Ж+К(теп.тКорхол+Ч+Ж+К(хол.тКортеп+Ч+Ж+Г ( теп.тЗхол+Ч+Ж+Г ( хол.тЗ ЖурналистРомантикПедагогПредсказатель ГекслиЕсенинГамлетДостоевский 2
NTПро-метей ENTJINTJENTPINTP теп+Ч+Ф+Г ( теп.тСхол+Ч+Ф+Г ( хол.тСтеп+Ч+Ф+К ( теп.тПхол+Ч+Ф+К ( хол.тП ФельдмаршалИсследовательИзобретательАрхитектор Дж.ЛондоРобеспьерДон КихотБальзак 5
<< | >>
Источник: АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2003. Общая психология. 2003

Еще по теме Серов Н.В. О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЯЗЫКЕ И МОДЕЛИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТА:

  1. Н.В.Серов К ВОПРОСУ О ХРОМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ЭМОЦИЙ
  2. ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКЕ И ЕГО ФУНКЦИИ
  3. Серов К СИСТЕМАТИКЕ ФОРМУЛ ПСИХОЛОГИИ
  4. Салтыкова О.В. Выражение в языке отношения человека к труду
  5. КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТА КНИГА ОТНОСИТСЯ К ИЗВЕСТНЫМ КНИГАМ О ЯЗЫКЕ ТЕЛА И БЕССЛОВЕСНОМ ОБЩЕНИИ?
  6. Кулинкович Тамара Олеговна ИЗУЧЕНИЕ ДИСКУРСА ВЛАСТИ В ЯЗЫКЕ СМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ
  7. Серова И., Сидорина К., Тюрюмова И., Чурикова Ю., Прияцкова К., Турилова Е., Мокрова И., Радина Н.К. ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ В «ХОЛОДНОЙ СЕМЬЕ»:ПРИЧИНЫ ВСТУПЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕКТЫ
  8. ГЛАВА 2. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИИ
  9. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ
  10. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕРАПИЯ (INTERDISCIPLINARY TREATMENT)
  11. Е.В. Иоффе МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В СЕКСОЛОГИИ