Шарикова Л.А., Аброськин А.П. ЭТНОМИФ И СИНКРЕТИЗМ ЭТНОСОВ И МЕНТАЛИТЕТОВ

Любая мифология, в том числе и германская, определяется обычно двояко: 1) как «совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и пр.), отражающих фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии», 2) как «наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение)» (CЭC, 814). В традиционном понимании мифология рассматривается в качестве уже сложившейся системы взглядов людей на мироздание, человеческое общество и окружающую природу. Данная система отражает, конечно, не собственно перечисленные внешние объекты действительности, но ее метафору, картину, созданную мозгом, пропущенную через человеческое сознание.

Время играет в создании и преобразовании метафоричной системы взглядов значительную роль. Развитие бытия человеческого обще-ства во времени объективно реагирует на смену временных ступеней: в экономике, технике, смене общественных формаций, а с ними и в смене общественной идеологии, в развитии менталитета человеческого общества. Именно ментальные, т.е. мыслительно-поведенческие, способности человека в зависимости от фактора времени обусловливают наличие определенного уровня культуры в широком смысле.

Временной фактор или определенная ступень в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий какие-либо характерные особенности, принято называть эпохой. Эпоху «создают» люди, которые могут выступать не только в общечеловеческом смысле (как человечество), но и как этническая общность (этнос), единая своими общими родственными корнями, своей генеалогией.

Такая общность по происхождению фиксируется в этнически окрашенном менталитете народа и в его фольклорном наследии, представляющем собой культурное, культово-религиозное богатство определенной этнической общно-сти.

Эта народная копилка бытийного опыта включает в себя «знания и истины» данного этноса о мире и о себе, своей истории, традициях, обычаях, языке, что и делает этнос отличающимся от других этнических общностей. С другой стороны, она хранит «память» о временах, когда этот народ соприкасался каким-либо образом с другими народами. Влияние других этносов на развитие германского этноса сохраняется в разного рода заимствованиях: бытовых, производственных, культурных и пр. Следовательно, мифология одного этноса, отраженная в древних фольклорных памятниках, запечатлела в метафори-ческом виде, с одной стороны, смену эпох в эволюции этноса, с другой стороны, определенную долю синкретизма разноэтнических заимствований, влияний на установление «своих» характерных признаков этнической общности.

Фольклор, как этническое наследие, бережно хранится народом, призван передаваться от одного поколения другому с целью накопления «своего» опыта и «свое-го» знания о себе и окружающем мире. Этнический синкретизм, фиксация смены эпох, отраженные в древних народных памятниках, и их обязательная эстафета от предыдущих к последующим поколениям, осуществляемая с особым трепетом и с сохранением табу на внесение каких-либо изменений, порчи в их форму и содержа-ние, это и есть процесс общения, диалога эпох и культур.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИУМ: ЭТНОС, ПОЛИТИКА, ЛИДЕРСТВО
С. П. Шклярук, А.М. Беглер СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МЕНТАЛИТЕТА
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
ПИЩИК В.И. ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Динамика российских менталитетов на стыке веков
Федоткина А.Г. Особенности представлений о русском этносе русских и хакасских студентов
ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХПКПССКОГО ЭТНОСА
Семенов В.Е. ПЛЮРАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕНТАЛИТЕТОВ
Бабаева А.В. Менталитет и поведение в русской культуре
Козюлина Елена Олеговна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.10. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И ОДНА ПСИХОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
ТЕМА 14 . МАКРОФАКТОРЫ И МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ
Т.А. Попова ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ У РУССКИХ И КОМИ-ПЕРМЯКОВ
ТЕМА 6 . ПСИХОЛОГИц ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИц
ПОНЯТИЕ «НАЦИЯ» КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЧЕРНОВА О.В. ЭТНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Добавить комментарий