Шеховцова Л.Ф ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Как свидетельствует опыт психологии гуманистического направления, развивающего философские идеи гуманизма и экзистенциализма, доминирующая сегодня в психологической науке концепция человека является неполной, усеченной. Человек в современных научных психологических теориях представлен как продукт биологической социальной эволюции и в своем поведении и мышлении детерминирован только причинами биологического и социального порядка.* Экспериментальные факты, получаемые в психологических исследованиях, часто не укладываются в эти теоретические представления.

Так, например, хотя для выборки в целом могут быть получены достоверные корреляционные зависимости между состоянием человека в стрессе и его конституциональным типом, тем не менее состояние конкретного человека может не вписываться в установленные закономерности, и случается это не только в статистически допустимых 5% или 1% выборки ( Л.Ф. Шеховцова, 1991).

Статистический аппарат, используемый современной психологией, построен, как известно, на вероятностном принципе. Не только теоретически допускаемая вероятность действия «случайных» , т.е. иных, непознанных детерминант, но и реально установленная возможность «неподчинения» конкретного человека установленных для всей выборки социально-биологическим детерминантам, предрасполагает к поиску этих «иных детерминант».Суть человека, по мнению Н.Бердяева (1991) заключается в способности выйти за пределы самого себя, как социально-биологического существа, и отнестись как-то к самому себе. Этот процесс трансцендирования себя в направлении смысла В.Франкл (1991) назвал «ноэтическим измерением», духовной составляющей в структуре человека.

В христианстве концепция человека представлена структурой тримерии Тело -Душа — Дух, где духовный элемент самостоятелен и имеет свою онтологию. В секулярном общественном сознании есть тенденция понимать под духовностью высшие и тончайшие слои психики, отрицать нетождественность духа и психики (души), но с точки зрения всех духовных учений духовное измерение имеет самостоятельную реальность.

«Дух» в тримерии Тело-Душа-Дух, по христианской концепции, должен быть ведущим, представлять высший уровень регуляции человеческой индивидуальности.

Возвращаясь к выше представленному примеру корреляционной зависимости между типом конституции и состоянием человека в стрессе, нельзя не подчеркнуть, что решение о том какая из двух коррелируемых переменных является детерминантой, а какая зависимой, может быть основано только на том или ином теоретическом воззрении. Рассматривая в данном примере биологическую переменную как детерминанту психического состояния и имея факты несоответствия состояния человека его конституциональному типу, мы можем предполагать, что данный человек приобрел способность управлять собой, блокировать свою биологическую детерминанту. Регуляция своим состоянием наиболее эффективна в том случае, если управляющее воздействие приходит с иерархически высшего уровня (правило теории систем) — если человек обращается к своим ценностям и смыслам- происходит трансформация в «ноэтическом», духовном измерении; следствием же этого является преобразование на психическом, душевном уровне. В результате блокируется биологическая, телесная детерминанта.

Таким образом, активизация духовного уровня — выбор смысла — преобразует и ниже лежащие уровни индивидуальности. Способность «отнестись к себе», рефлексия, самосознание, осознание смыслов существования — это то, что выводит человека за пределы своего существования как социально-биологического существа. Это то, что позволяет говорить о наличии третьей детерминанты человеческого поведения и мышления — духовной, несводимой к социально-биологическим детерминантам.

* Психическое в данном контексте рассматривается как интериоризованное социальное

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
9.4.1. МЕТАФОРА ДУХОВНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ
9.4. ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА — ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
3.4.4. ИЗМЕРЕНИЕ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМ
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
Духовный мир и духовное тело
10.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА», «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК», «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
И.В. КУШНИКОВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» И «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
ПОТРЕБНОСТЬ В ДУХОВНОМ
ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ и ЕЕ МЕСТО В ЭЗОТЕРИЗМЕ
ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ
Духовный уровень
Педагогика духовного становления
Добавить комментарий