М.С. Ширяк ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ ИСКУССТВА

В настоящем исследовании восприятие живописи рассматривается как социальный феномен, как продукт и процесс творческой деятельности. В контексте реальной жизнедеятельности искусство моделирует систему отношений человека и мира, выступает как особая форма общения людей, особая форма познания, особая форма ценностной ориентации. Соотношение субъект-объект разрабатывается в русле интерактивной концепции процесса познания. Помимо чисто интуитивного восприятия окружающего мира, существуют «способности ума» сравнивать различные зрительные образы друг с другом. Только после этого происходит познание вещи, которое включает в себя видение концептов.

Цель настоящего исследования — показать социальную значимость восприятия и познания искусства и культуры. Было проведено исследование психологических факторов (когнитивных, конативных, аффективных и социо-когнитивных), которые способствуют возникновению интереса к произведениям живописи, их пониманию и их оценке. Предметом исследования являются суждения и эстетические эмоции, фиксируемые в процессе анализа социальных представлений, а также творческое воображение как фактор развития личности. Анализ социальных представлений в эмпирическом исследовании проводился на основе ситуативного подхода.

Важным аспектом исследования было изучение того, что именно способствует оценке и мотивирует интерес к произведению. Таким образом, в исследовании решались следующие задачи: 1) изучение эстетического опыта с точки зрения целостного развития личности; 2) определение роли творческого воображения в структуре социальных изменений личности; 3) определение научной основы эстетического суждения в контексте параметров, связанных с мотивацией, эмоциями, субъективностью. Проверялись гипотезы: 1) о влиянии содержания произведений на их понимание и оценку и 2) о влиянии творческого воображения на системы коллективных социальных представлений и социальных изменений личности.

В эмпирическом исследовании изучение социальных представлений проводилось в два этапа — на выборке молодых взрослых в количестве 135 человек (три группы: дилетанты, любители, профессионалы) и на выборке детей 9-10 лет в количестве 40 человек (две группы: с художественной подготовкой и без нее).

В пилотном исследовании принимали участие две группы испытуемых в количестве 40 человек — дети 9-10 лет.

Была выявлена способность детей дифференцировать и оценивать произведения искусства. Также было установлено, что эстетическое суждение способствует выявлению критериев индивидуальной и межгрупповой изменчивости эстетических предпочтений, когнитивных параметров определения стилей, структуры произведений, их социальной составляющей. Социальные представления дифференцировались по художественным стилям и по ситуациям: «Двое», «Семейный портрет в интерьере», «Будни и праздники», «Перекличка эпох».

В эмпирическом исследовании использовались адаптированные методики Торренса, Любарта, Селигмана, модифицированная авторская методика. На первом этапе исследования испытуемые вносили в дневники наблюдений письменные и вербализованные ответы на вопросы. На втором этапе, в рамках творческих мастерских, проводилось изучение творческого воображения в контексте его идентификации с ключевыми элементами личности (когнитивными параметрами, чертами личности, благоприятной социальной средой).

В ходе пилотного исследования была установлена связь между творческим воображением, эстетическим суждением и пониманием произведения живописи. Творческое воображение изучалось как проявление креативности (параметр оригинальность) и как фактор личностного развития. Было установлено, что оно оказывает стимулирующее влияние и на продуктивность творческого процесса, и на развитие личностных качеств.

Данное исследование позволяет идентифицировать потенциальные процессы, связанные с эстетическим опытом, — суждение, эмоциональную оценку, влияние творческого воображения. Комплексное исследование параметров и процессов даст возможность определить, как человек понимает и каким образом оценивает произведение искусства, каким образом эстетический опыт способствует формированию индивидуальных черт личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Ширяк М. С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВООБРАЖЕНИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
V. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.
8.1.3 Метапознание и творческое воображение
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Хорошун М.Э. Развитие творческого воображения у детей старшего дошколь-ного возраста в играх
Логинова М. В. РАЗВИТИе ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Кокарева Мария Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ КАК ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
14. ВООБРАЖЕНИЕ
11.3.2. Элитарность в искусстве и науке
Элитарность в искусстве и науке
2.2. ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ
МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА (ARTISTIC MORPHOLOGY)
Глава 11. Воображение
Искусство продавца
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИСКУССТВА
Галь А. ИСКУССТВО КАК ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА (PSYCHOLOGY OF THE ARTS)
Искусство психотерапевтического воздействия
ЭКСПРЕССИВНЫЕ ИСКУССТВА (EXPRESSIVE ARTS)
Бобылев Е.Л. ОБЪЕКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Л.С. ВЫГОТСКОГО
Добавить комментарий