С. П. Шклярук, А.М. Беглер СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МЕНТАЛИТЕТА

При рассмотрении сложных систем всегда возникает проблема организации полученного знания, что затрудняет ориентацию в исследуемых процессах и в понимании механизмов функционирования системы. А потому нам бы хотелось начать рассмотрение проблемы изу-

чения менталитета (который, несомненно, является сложной системой) именно с возможности систематизации знаний в данной области. В рамках этой статьи мы определяем понятие «менталитет» как своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей (В.Г. Крысько так определяет предмет изучения этнической психологии).

Менталитет играет важную роль в социальной жизни, задавая эталон нормы представителям этноса при внутриэтнической и межэтнической коммуникации. Также особенности менталитета во многом определяют результат разрешения ситуаций кризиса, либо помогая разрешить ситуацию, либо затрудняя эффективное разрешение. Важно понимать, что менталитет — система устойчивая, но при этом динамическая, являющаяся продуктом жизнедеятельности этноса. Менталитет обладает характерным набором признаков, среди которых разные авторы считают те или иные наиболее значимыми. Например, В. Вундт относил к таким признакам мифы, обычаи и язык. Л.С. Выготский и Г.Г. Шпет отмечали важность типических переживаний. Б.Ф. Поршнев говорил о противопоставлении «нас» и «их» (что в более широком смысле можно понимать как образ себя и образ другого, самоотношение и отношение к миру). Л.Н. Гумилёв говорил о возрасте этноса, т. е. прохождение этносом различных «возрастных» фаз, и колебания менталитета в зависимости от него. М.М. Решетников пишет о значимости национальной травмы. Ранее (С.П. Шклярук и В.В. Горанчук) отмечалось важность доступности ресурсов.

При таком многообразии подходов систематизация знаний необходима для создания целостной картины предмета. Мы предлагаем для этой цели использовать пентабазис СПВЭИ В. А. Ганзена. Он говорил о том, что основными характеристиками любого объекта являются пространственные (П), временные (В), энергетические (Э) и информационные (И). Причем первые две — объективные характеристики существования материи, а вторые — движения (что как раз и подходит для описания устойчивой и динамической системы).

Интегрирует эти характеристики субстрат (С), в нашем случае — менталитет. А концепции вышеуказанных авторов можно распределить по четырем категориям пентабазиса: Пространственной его характеристикой является внутренняя модель среды (вместе с принадлежащими к ней физическими ресурсами). Это основа существования любого этноса и формирования его менталитета. Она играет роль некоего ограничивающего и направляющего фактора в развитии менталитета. А именно: этнос приспосабливается к среде и таким образом выживает.

Однако при изменении среды инерция менталитета мешает ему перестроиться. Временная характеристика менталитета — это возраст этноса. Любой этнос имеет свои историю и планы развития, которые включаются в структуру менталитета и изменяют его. В частности выделяются (Л.Н. Гумилёвым) «возрастные периоды» этноса, для которых характерны различные формы реагирования. Энергетическую характеристику имеет смысл разделить на два подтипа. Потенциальная энергия — это базовые ценности и убеждения, нормативные для этноса. На них влияют национальные травмы, полученные этносом в процессе существования. Так создается «критическая масса переживаний» этноса. Эта масса может прийти в движение под влиянием катализатора — лидера, который является «выразителем» активности этноса.

Информационная характеристика состоит из двух слоев. Первый, «нижний» ее слой — это язык и мифология. Над ним надстраивается второй слой — представления о себе и своей деятельности и представления о другом и внешнем мире, которые составляют картину мира и основой для которых является неосознаваемое влияние мифов (первый слой). В таком распределении концепций по категориям есть ряд плюсов. Во-первых, упрощается ориентация в понятии «менталитет»; во- вторых, создается его целостная картина; в-третьих, уменьшается вероятность пропустить тот или иной аспект понятия в связи с тем, что эти аспекты взаимосвязаны и взаимодополняющи, таким образом, если в определении есть какие-то «белые пятна», они сразу становятся заметны, а значит, у нас есть возможность учесть максимальное количество значимых факторов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
§ 7.ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
4.5. Системный подход к изучению роли семьи в формированииличностной беспомощности
21.6. Использование системного подхода при изучении связи ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ
Системный подход в менеджменте
СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ
«СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ»
1.3.2. ОЦЕНКА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Иванова Т.А Категориальные основы языка системного подхода
4.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
10.5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АВТОМАТИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глазов Л. К СИСТЕМНОМУ ПОДХОДУ В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХИКИ
Шляпникова И.А. Изучение феномена личности с позиций системного подхо-да
ИДЕИ Б. Г. АНАНЬЕВА В РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМНО-СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Козлов Д.Д. Динамика Я-концепции: системный подход
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КАК ЧАСТИ ОБЩЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Вклад системного подхода в методологию эмпирических исследований стресса в спорте
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОДИА-ГНОСТИКИ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Добавить комментарий