Штепа Е.С. Социокультурные особенности развития человека на пути к личностной зре-лости

В рамках междисциплинарного подхода нас привлекла идея сравнительного психологического анализа развития личности в контексте культур Запада и Востока. Таким образом, задача теоретического исследования была сформулирована в координатах возрастной психологии, психологии личности и культурологии. Целью данного исследования было высветлить путь к личностной зрелости человека Запада и Востока. Сначала более яркими представились различия личностного развития. На Востоке стремление человека стать зрелым инициируется и одобряется обществом. Отказ человека от внутренней работы над собой считается невежеством. Ответственную самостоятельную жизнь начинают после формирования личностной зрелости, в возрастном соотношении – после 25 лет. Личностная зрелость признается необходимым качеством для дальнейшей жизни. Барьерами личностного развития для человека Востока выступают непоследовательность и недостаточная настойчивость в работе над собой. Преодолеть эти барьеры, осознать противоречия как проявление упорядоченности и гармонии, понять необходимость и неизбежность трансформации личности человеку Востока помогает учитель-гуру. Целью Учителя является актуализация у человека его собственной, уникальной зрелости. Западный путь становления личности – это путь самоактуализации. Акме этой самоактуализации проявляется в профессиональной и личностной зрелости. Принятие ценности «быть самоактуализирующимся» – это индивидуальное решение человека. Кризисы в ходе самосовершенствования воспринимаются человеком Запада как ошибки, а противоречия воспринимаются в виде конфликтов. Наиболее трудно преодолимым барьером на пути саморазвития является самоидеализация личностных преобразований.

Стремление увидеть конструктивность каждого пути развития личности побудило нас более детально сравнить этапы личностного развития в контексте западной и восточной культуры. Для примера были выбраны точка зрения на становление личности в буддизме, суфизме, исламе, йоге и представителей западной культуры – Э.Фромма, К.Юнга, А.Маслоу, А.Адлера, Левинсона. В результате сравнительного анализа было выявлено, что до середины жизни человек Запада в зрелые годы (20–35 лет) решает вопросы перспективности карьеры и значимости любви в своей жизни, за достаточно короткий промежуток времени в 10 лет (с 25 до 35 лет) формулирует жизненные цели и переоценивает их еще до середины жизни. Вероятно, что именно дилемма «карьера–любовь» создает непоследовательность в декларировании целей и их недостаточной осмысленности.

Человек Востока до 20 лет переживает в полной мере значимость любви, а в следующий возрастной период сознательно более приоритетными для него становятся амбиции и престиж. Еще до середины жизни (до 35 лет) человек Востока формулирует жизненные цели более реалистично. И в восточной, и в западной периодизации жизненного цикла человек 35 лет манифестирует потребность понимания сущности своей жизни, потому что понимание смысла жизни не представляется четко и ясно ни для западного, ни для восточного пути развития личности. Вместе с тем, человек Востока не переживает период середины жизни как кризис. Он концентрируется на более реалистичных целях и ощущает открытость новому опыту, который ищет в религии. Человек зрелого возраста не стремится быть частью сообществ, он уединяется для того, чтобы увидеть себя истинным, без Персоны. Встреча с самим собой приносит человеку Востока принятие себя, поэтому его можно сравнить со зрелым ребенком. Человек Запада переживает середину жизни как кризис. У него уже есть опыт сомнения в не так давно сформулированных целях, а ответственность прожитой половины жизни заставляет снова пересмотреть цели, сделать их более реалистичными. Почему человек Запада испытывает трудности в формулировании жизненных целей? Возможно потому, что сначала он определяется профессионально, а уже потом – личностно. Логично, что в период ранней зрелости (25–35 лет) человек берет на себя ответственность за иерархию собственных ценностей и целей. Жизненно обоснованным является и пересмотр их значимости по мере взросления. Но человек Запада «вынужден» сделать этот пересмотр, прожив полжизни, и, вероятно, это приводит к возникновению напряжения, ощущению нехватки времени для их реализации в окончательно принятом варианте. Поэтому в то время, когда человек Востока начинает, всматриваться в себя и спокойно ведет диалог с самим собой, человек Запада продолжает или даже начинает активную жизнь в обществе. И только глубинное обновление личности вследствие осознанной возможности быть самим собой приносит человеку Запада принятие себя. Таким образом, и человек Востока, и человек Запада приходят к пониманию завершенности своей жизни и мысленно переживают опыт своей души.

На наш взгляд, Восток видит личностно зрелым того человека, который понимает себя, Запад – который умеет делать выбор. Важно, что парадигмы сознания во-сточной и западной культур содержат ценность гармоничного пути развития личности и личностно зрелого человека.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ШТЕПА Е.С. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПУТИ К ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
ШТЕПА Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ–ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
УДК 159.Н. Н. ТОЛСТЫХ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТОПА НА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА
УДК 159.H. Н. ТОЛСТЫХ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТОПА НА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА
3.3 Психологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека.
9.9. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Дрынкина Т.И. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
10.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА», «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК», «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
И.В. КУШНИКОВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» И «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ
Стасев А.А. Социокультурный подход к проблеме развития психологии творчества
СТАСЕВ А.А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПСИХО-ЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Кислицкая Людмила Александровна ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГОТОВЫХ И НЕ ГОТОВЫХ К ШКОЛЕ
Мелешкова Н.О. Социокультурное воздействие на тело ребенкакак фактор развития его личности
Добавить комментарий