СИМУЛЬТАННОСТЬ И СУКЦЕССИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА

Адмакина Т.А.

(Санкт-Петербург)

В теории Л.М. Веккера спатиальные (пространственные) характеристики описываются на примере симультанного зрительного образа, а темпоральные (временные) свойства рассматриваются на примере слухового образа, обладающего свойством сукцессивности. По И.М. Сеченову, слуховой анализатор, с его низкой инерционностью точнее других определяет время. Известно, что именно левое полушарие обеспечивает функцию сукцессивного способа переработки информации. В нейропсихологии долгое время речевые функции локализовали в левом, а неречевые (в частности, музыкальные) — в правом полушарии. Возникает вопрос: неужели музыка, обладающая сукцессивными (ритмическими, метрическими) характеристиками, обеспечивается только правым полушарием?

Действительно, у больных с поражением правой височной области часто нарушено пение, возникают различного рода амузии. Тем не менее уже во второй половине ХХ в. высказываются мнения о левополу- шарном способе обработки информации при восприятии музыки профессиональными музыкантами. Более поздние нейрофизиологические исследования подтверждают выводы о дополнительной активизации левополушарных слуховых зон у профессиональных музыкантов, в то время как немузыканты демонстрируют только правополушарный способ обработки музыкального материала. В отечественной психологии И. А. Левочкина (1994) обнаружила корреляцию высокого уровня музыкальных способностей с большим количеством связей в левом полушарии. Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и музыкальности также находит свое отражение в современной литературе. В работах Г.А. Голицына, О.Н. Даниловой, B.C. Каменского, В.М. Петрова (1990) по предложенному варианту измерения были выделены композиторы с декстральным (к примеру, Чайковский, Скрябин, Шуман, Дебюсси) и синистральным (Бах, Прокофьев, Стравинский) когнитивным стилем. В нашем исследовании было обнаружено, что высшее музыкальное образование (а соответственно, и более высокий уровень музыкальности) чаще встречается у лиц с шизоидным типом характера, в психологической структуре которого наблюдается синистральный модус мышления.

Таким образом, получается, что формированием музыкального образа занимается не только правое полушарие, большую роль играеттакже и левое полушарие.

Здесь можно отметить, что и не все свойства речи обеспечиваются одной гемисферой. Для больных с поражениями правой височной области мозга характерно нарушение просодических характеристик речевой деятельности. Собственная речь таких больных лишена выразительности, модуляций, интонационного разнообразия.

В научной литературе все чаще стали появляться работы, посвященные изучению локализации различных музыкальных способностей в той или иной гемисфере. Существует предположение, что правая височная область ответственна за восприятие мелодического движения, громкости аккордов и тембра, за различение длительности тонов, в то время как левое полушарие включено в музыкальный образ при восприятии знакомых песен. В.В. Суворова (1989) показала, что способность звуко- высотного различения связана преимущественно с функционированием левого, а тембровых и динамических качеств — правого полушария. Другие исследователи полагают, что темпоральные музыкальные структуры, такие как ритм, обеспечиваются левой, а чувство интервалов и определение высоты тона — правой гемисферой. Эти данные подтверждаются наблюдениями отечественных нейропсихологов. Они отмечают, что явления аритмии могут наблюдаться не только при правосторонних, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

Вышеизложенный материал ясно показывает, что различные параметры музыкального образа обеспечиваются разными полушариями. Предполагается, что за симультанные характеристики (такие как интонация, высота звука, контур мелодии) отвечает правая гемисфера, а сук- цессивными параметрами (метрическое, ритмическое чувство) оперирует левое полушарие. Однако именно такое разделение остается спорным, так как не все исследования это подтверждают. Тем не менее уже становится понятным, что изучение музыкального образа должно проходить в рамках дифференциации его характеристик и отнесения их локализации к той или иной гемисфере.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Кравчик К. Б. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
Бугрименко А.Г. СООТНОШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ ОБРАЗА Я И ЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТ ОБРАЗА ДРУГОГО
Образ тела девушек в связи с эталонным образом, транслируемым посредством СМИ
Величева Д. И. ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОБРАЗ СЕБЯ И ОБРАЗ ДРУГОГО
Р. Ф. Сулейманов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Бахтин В.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ:МУЗЫКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ АККОРДОВ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ
Адмакина Т.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Толчинская Е.А. Музыкальная коррекция состояния беременных женщин
Семынина Е.В. СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Толчинская Е.А. Музыкальная терапия беременных женщин и младенцев
коррекция умственно отсталых детей музыкальным воздействием
Белова Д.Е., Куделько Н.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И НЕЙРОТИЗМАУ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
С. В. Васильева МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ (МОТИВАЦИОННО-АФФЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННО-СТЕЙ СПОРТИВНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАНАТОВ
Смирнова А.В. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИВАНОВА Н.А. ОСОБЕННОСТИ ОПОЗНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ
Добавить комментарий