СИНЕКТИКА

или о поисках творческого человека, об энциклопедии и адвокате дьявола, об изобретателе, который не может отделаться от своей собственной упругости и многом другом, раскрывающем суть синектики

Основные положения

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы и обучения оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Познакомимся подробнее с этим методом. Работа над ним началась в 1944 году. Гордон указывает, что слово «синектика» — греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности.

Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Однако обычно изучение творческого процесса затрудняет тот факт, что рассмотрение начинают после получения конкретного результата. Но что можно наблюдать, когда процесс завершен? Уильям Гордон выбирает путь исследования процесса в момент его протекания. Для этого ему пришлось преодолеть целый ряд специфических трудностей.

Гордон восстал против традиционной точки зрения на природу творческих способностей, сложившуюся в XIX веке, в рамках которой утверждалось главенство индивидуального гения (в первую очередь художественного).

В XX веке ситуация изменилась — здравый смысл потребовал методы измерения. Но как можно.выявить и измерить то таинственное, что называется творчеством? Как найти творческого человека? Как готовить людей к творческой деятельности в системе образования и непосредственно на производстве? (Следует отметить, что проблема рациональной реконструкции личностного знания является невероятно сложной. Приближение к цели здесь напоминает движение по лезвию бритвы — крен в сторону большей формализации, и мы оказываемся в объятиях формальной логики, крен в другую сторону — глубокий субъективизм, невозможность конструктивного обмена опытом, информацией).

Таким образом, был выявлен дуализм взглядов на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой — необходимость системы обучения, измерения, контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». Он писал: «Промышленность нуждается в решении проблем, и в промышленности должны быть творческие группы, чтобы постоянно вести поиск нового. В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике как за своим собст-венным творческим /процессом, так и за процессом работы всей группы».

Следует отметить, что все члены группы были разносторонне образованы и дополняли друг друга, т. е. специальности и увлечения не повторялись.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Начинал Гордон с исследования работы отдельных творческих личностей. Но очень скоро он ув’идел и минусы подобного подхода. «Человек, который описывает свой собственный творческий опыт уже после успешного решения является сомнительным источником информации, т. к. его субъективное осмысление происшедшего может скрыть от нас сущность его фактического опыта».

Не очень эффективно рассматривать и ‘биопрафические работы. Биограф может преувеличивать важность творческого вклада его героя, домысливать и трактовать происшедшее как исключительно следствие его работы в ущерб действительно происходившему взаимодействию личности и окружающей действительности.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда еинекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме.

Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения.

Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом, в синектике, по мнению Гордона, результаты решения проблемы рациональны, процесс же, приводящий к решению, нерационален.

Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого с^бя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание имеют в группе синекторов большой психологический престиж; каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является эмо-циональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

— Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около.

— Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха.

— Когда он не прав, связывает ли это со своими действиями или опрадывается,.ищет причины вовне.

— Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент.

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В си-нектике, наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола». В первом режиме он работает скорее пассивно, т. е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы. В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Операторы синектики
Формирование синектических групп
УПРАЖНЕНИЯ
Вопрос 3. Основные приемы и методы организации коррекционно-развивающей работы
Фантастическая аналогия
Обучение, подготовка группы
Бессонова Мария Павловна ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ГРУППОВОЙ РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Вживление группы в реальную среду
6. Методы и средства инновационной деятельности
Символическая аналогия
Историческая справка
3.2. Методы принятия группового решения
С. А. Томчук РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Личная аналогия
Лысенко Сергей Андреевич ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
Терюшкова Юлия Юрьевна ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ - МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Вопрос 2. Классификация методов групповой психокоррекционной работы в организации
КРЕАТИВНОСТЬ (CREATIVITY)
Отбор членов группы
Добавить комментарий