Синестезия: звучание цвета

Синестезия — состояние, в котором ощущения одной модальности (например, зрение) переживаются в другой модальности (например, слух).

Синестезия: звучание цвета Другими словами, образ объекта может вызвать в воображении звук. У некоторых людей (см. обсуждение Ш. в главе 6) способность перевода ощущения одной модальности в ощущение другой модальности чрезвычайно развита. Это несколько похоже на «переходный разговор» (как это называют звукоинженеры), когда сигналы от одного канала слышатся в другом канале. У многих людей отмечается одновременное переживание сенсорных явлений. Поэзия изобилует метафорами, основанными на синестезии (см. врезку под названием «Литературные метафоры и синестезия»); художники также подтвердили тесную связь между изображениями и звуками. Российский художник-абстракционист Кандинский (Kandinsky, 1912) писал, что «звук цветов настолько определенный, что было бы трудно найти человека, который попытается выразить яркий желтый цвет через басовые ноты или темное озеро через сопрано». Однако и экстраординарная синестезия, и обычный кросс-модальный перенос остаются несколько таинственными. По-видимому, существуют принципы, управляющие синестезией; в настоящее время проводятся исследования, которое доказывают существование таких принципов (Marks, 1987a, 1987b).

В большинстве случаев синестезия регулируется правилами и не является случайной. Например, выявлена связь между усилением звука и увеличением яркости. (Если я кашляю и чихаю и спрашиваю вас, какой звук более яркий, вы, вероятно, выберете чихание.)

В ходе одного из исследований Маркс (Marks, 1974) предъявлял испытуемым звуки разной высоты. Испытуемых просили подобрать к каждому тону цвета, которые отличались бы по яркости. Как показано на рис. 10.14, между тоном и яркостью существует позитивная связь. Маркс продолжил наблюдения за подобными корреляциями в ходе экспериментов с измерением времени реакции. Испытуемого просили отличить два звука, скажем высокого и низкого тона, нажимая на ключ. Кроме того, в каждой попытке включался тусклый или яркий свет. Отношения между яркостью света и высотой тонов выглядели случайными и (как могли заключить испытуемые) не имели отношения к главной цели эксперимента. Однако,

Литературные метафоры и синестезия

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Влияние продолжительности звучания аудиального стимула на его восприятие
Синестезия
ТАНГИШЕВА Т.К. О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СИНЕСТЕЗИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ЯВЛЕНИЕ СИНЕСТЕЗИИ
ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ И МУЗЫКА
СИНЕСТЕЗИЯ (SYNESTHESIA)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СИНЕСТЕЗИИ
АДАПТАЦИЯ И УМЕНЬШЕНИЕ НАСЫЩЕННОСТИ ЦВЕТА
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦВЕТА
ПРИРОДА ЦВЕТА
ЭФФЕКТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЦВЕТА
8. Роль цвета и музыки в эстетизации производства
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НЕГО.
ПАРАМЕТРЫ ЦВЕТА
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
ЦВЕТОВОЙ КРУГ, КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА И МЕТАМЕРЫ.
Задание 10. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ (приложение 10).
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА
Добавить комментарий