Слепухина А.В. Духовность личности как проблема современной психологической науки

Ознакомление с рядом аналитических работ, посвященных теоретическим и методологическим аспектам современной психологии, показало рост интереса в психологической среде к проблеме духовности. Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, значительными социально-экономическими и политическими изменениями, характерными для современного этапа развития общества.

В контексте повышения темпов жизни и ее стоимости, разрушения семейной структуры, резкой смены ценностных ориентаций общества возникает вопрос: как сохранить личности определенность в стремительно изменяющихся условиях своего существования?

Социальная действительность предъявляет к человеку определенные требования. Человек должен быть самостоятельным и ответственным за свою жизнь, активным и целенаправленным в определении своего Я и своей жизни, социально адаптированным и эмоционально зрелым. Это те характеристики, которые составляют основу духовности.

Российские психологи к категории духовности впервые обратились во второй половине XX столетия, когда психология начала активно заниматься проблемами человека, спецификой его внутреннего мира. Первоначально данное явление исследовалось в связи с проблемой нравственного и культурного развития. Однако уже к началу 80-х годов отчетливо наблюдается чрезвычайная пестрота в определении духовности. В целом отмечается тенденция рассматривать интересующую нас проблему в контексте глубинной структуры человеческой субъективности и отношения человека к миру и самому себе. В последней трети XX века духовность приобретает статус предмета научного анализа. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев в «Основах психологической антропологии. Психология человека» указывают, что духовность становится новым феноменом человеческой реальности в ее субъективной проекции.

В зарубежной психологии духовность находится в фокусе внимания и пристального изучения со второй половины XX столетия. На сегодняшний день наиболее перспективным является изучение феномена духовности в трансперсональной, экзистенциональной, гуманистической психологии, в различных психотерапевтических практиках.

В целом системный анализ и верификация информации по проблеме духовности в отечественной и зарубежной психологии показали отсутствие однозначного определения духовности человека: ее смысл понимается весьма многообразно.

Попытаемся представить разнообразные концепции духовности, опираясь на теорию Н.А.Коваль, в рамках следующей классификации:

1) потребностно-информационный подход, когда духовность определяется как выраженность двух фундаментальных потребностей: потребности познания и социальной потребности «для других»;

2) аксиологический подход, рассматривающий духовность как «ценностное содержание сознания»;

3) деятельностный подход, где духовность соотносится со специфическим видом деятельности;

4) система личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека, реализующаяся в целостном познании;

5) определенный способ существования человека, особенность которого состоит в том, что в иерархии потребностей, отношений и ценностей превалируют общечеловеческие и культурные ценности;

6) с позиции акмеологии, духовность представляет собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления личности к высшему идеалу как кульминационной точке развития;

7) целенаправленность и ориентация на решение смысложизненных проблем как исходные характеристики духовности;

8) с позиции психотехнического подхода, когда через психотехнику поиска, очищения происходит обретение индивидом духовности.

Имеют место слабые стороны в исследовании проблемы. Это, во-первых, отсутствие анализа механизмов, лежащих в основе широкого спектра проявлений духовности, т.е. сущность духовности ограничивается описанием ее феноменологических проявлений; во-вторых, отсутствие экспериментальных методик исследования духовности. Отмеченное указывает на необходимость дельнейшего изучения духовности. Результатом должна стать единая теория духовности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
УДК 159.P. А. ПАНИН ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Глава 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
2.2. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
ТЕМА 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Проблема субъекта в теории и истории психологической науки
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ И ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРУДАХ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
Дипак Чопра. Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы, 0000
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ткачишина О. Р. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Кильдишев Артем Вячеславович Михеева Тамара Витальевна ДУХОВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
ПРОБЛЕМА ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Добавить комментарий