Сметанова Ю.В. Исследование феномена потери Веры и проблемы идентичности в проте-стантизме

На протяжении трех лет мы обращались к изучению опыта Веры христиан на примере переживаемого ими уникального феномена духовной жизни – опыта Бого-общения. Наши исследования выполнены в соответствии с идеями и традициями феноменологического подхода, в частности, с применением методов экзистенциаль-ного и феноменологического анализа, и на материале работы с представителями протестантской ветви христианства. В их результате нами была выявлена взаимозависимость переживаний опыта Богообщения и чувства идентичности (в частности, формирования религиозной идентичности) у верующих.

В настоящем докладе мы предлагаем к рассмотрению феномен потери Веры в христианстве. Религиозная вера в норме представляет собой интегрированную це-лостность, включающую 4 основных аспекта: веру в существование Бога, эмоционально-волевое устремление к нему, исполнение культа поклонения (деятельност-ный аспект) и гносеологический аспект (знание и представление об объекте поклонения). Потерей Веры мы называем явление, при котором данная целостность раз-рушается с возможной утратой отдельных составляющих. В частности, как правило, верующие утрачивают и переживания Богообщения.

Причины потери Веры кроются во внутриличностном ценностно-смысловом конфликте. Часто это конфликт между «до-религиозными» и конкретно религиозны-ми ценностями и смыслами, то есть конфликт между основаниями личности до обращения и после него. «Отсрочка вознаграждения» за веру и служение (после смер-ти) тоже оказывает свое влияние, из-за чего накапливается неудовлетворенность, вызывая у верующего чувство усталости и утомления и уменьшая его уверенность в правильности пути, в целесообразности лишений. Все это разворачивается на фоне кажущейся более привлекательной «мирской» жизни.

Заметим, что у всех верующих, прошедших покаяние и переживших религиозную трансформацию, есть определенное разделение своего жизненного пути на до-христианский, мирской и христианский. Характерной особенностью этого разделения является оценивание пути «до» как достаточно негативного и неполноценного, а жизни «после», соответственно, как позитивной, улучшенной и более истинной. Теперь же происходит переоценка жизненных реалий христианства и «мира», по-следний, ранее воспринимавшийся как более отрицательный и «низкий», начинает привлекать: он кажется дающим «отдых» и расслабление.

Христианин, пережива-ющий потерю веры, ищет пути назад, туда, где «раньше было плохо, а сейчас кажется легче». Это приводит личность к конфликту мировоззрений и сопровождается всплеском страхов, переживанием чувства экзистенциальной вины.

Человеческое существование, разворачивающееся в трех плоскостях: телесная, душевная и духовная, в норме примерно одинаково выраженных и гармонично взаимосвязанных, ? в опыте потери Веры искажается. Пространство духовной жизни, ранее заполненное Верой, Богом и опытом Богообщения, рушится, оставляя на своем месте пустоту, вакуум. «Пустеет» и мир душевной жизни: христианин уходит от людей, стремительно ограничивая круг своего общения. Образовавшуюся «пустоту» стремительно заполняет, становящаяся более сильной телесность, витальность. В свете этого происходят изменения в интенциональности у субъекта пе-реживания: активизируются интенции телесного (витального) мира, в первую очередь «хочу» вместо значимого ранее «во имя», что дает человеку чувство паде-ния.

Потеря Веры приводит также и к утрате переживания временной перспективы. Человек утрачивает Прошлое: уходит из церкви, стремится к смене обстановки, обрывая прошлые связи и отношения. Но он перестает видеть и Будущее, утрачивая жизненные смыслы, цели. Он оставляет себе только Настоящее, но это настоящее – деформированное, неполноценное. Это даже не настоящее, а скорее его иллюзия. Так живет человек, стремящийся выпасть из времени, и не вспоминать о нем.

Отказ от восприятия времени, проявление множества внутренних конфликтов, разрушение жизненного мира и целостного «Я» – все это есть признаки утраты пе-реживания идентичности человеком.

Результаты настоящего исследования позволяют нам еще раз подчеркнуть взаимозависимость переживаний идентичности и опыта Богообщения у верующего че-ловека. Осознание этой взаимозависимости и знание ее особенностей позволяет строить и реализовывать различные психотерапевтические мероприятия для людей, переживающих духовный кризис или кризис идентичности, в частности – потерявших веру.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СМЕТАНОВА Ю.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПОТЕРИ ВЕРЫ И ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ
СМЕТАНОВА Ю.В. ДИАЛОГ С БОГОМ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
СМЕТАНОВА Ю.В. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
С. В. Александрова МЕТА-АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Родыгина У.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТАКАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В ПОИСКАХ ВЕРЫ
1.1. Проблема техники в европейской культуре и феномен психотехники
Корчалова Н.Д. О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА
В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
Борисов Р. В. ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Ряжева М.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ИСТОЩЕНИЯ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ
Столбченко А.С. Проблема взаимосвязи религиозной идентичности и прощения
Смирнова Ю.С. ФЕНОМЕН АВТОРСКОЙ ПРЕДУБЕЖДЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
ПОНЯТИЕ «НАЦИЯ» КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Добавить комментарий