Смолина Т.Л. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ исследование этнических стереотипов русских и поляков

Данная работа представляет собой кросс-культурное исследование, в котором участвовали две этнические группы: русские и поляки. Целью нашего исследования было изучение системы авто- и гетеростереотипов русских и поляков. Кроме сравнительного анализа данных этнических групп, исследовались гетеростереотипы русских и поляков по отношению к американцу. Выбор американца позволял сопоставить гетеростереотипы территориально близких этнических групп (русских и поляков) с представителем далекого этноса (американцем).

В качестве методического инструментария был выбран проективный рисунок. Данная методика не ставит проблемы адекватного перевода терминов и позволяет сопоставить результаты в разных языковых группах, что является особенно важным при проведении кросс-культурного исследования. В настоящей работе испытуемых просили нарисовать образы русского, поляка и американца, которые бы отражали наиболее типичные особенности, характерные для представителей данных национальностей.

Представленное исследование проводилось в России (Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург) и Польше (Варшавский Государственный Университет). Всего 95 человек в возрасте от 18 до 27 лет приняло участие в исследовании. Группу польских испытуемых составили студенты-психологи в количестве 46 человек, из них 20 мужчин и 26 женщин. В группу русских респондентов вошло 49 студентов психолого-педагогического факультета: 28 женщин и 21 мужчина.

Количественный анализ рисунков был проведен при помощи контент-анализа. Смысловой единицей анализа являлся элемент изображения. После просмотра материала было выделено 10 смысловых категорий: (1) государственно-политические символы, (2) национально-культурные символы, (3) экономическая жизнь общества, (4) труд в быту, (5) техника, (6) элементы рекламы, (7) животные, растения, (8) пища, напитки, (9) алкоголь, (10) негативная символика.

Качественный анализ проективных рисунков показал, что национальный образ был чаще всего представлен изображениями человека и элементами его внешности. Тем не менее, и в русской, и в польской выборке встречались рисунки, где образ человека был заменен на иное изображение. Так, у русского респондента типичный американец представлен в виде нескольких гамбургеров, а польский испытуемый нарисовал персонаж мультфильмов Уолта Диснея — Микки Мауса.

Автостереотипы обеих этнических групп не обладали ярко выраженной положительной окраской.

Напротив, негативные символы, наряду с изображениями алкогольных напитков, составили значительную часть восприятия собственной группы как у русских, так и у поляков. Автостереотип русского отличала насыщенность государственно-полити-ческой образами с выраженной советской символикой (советский флаг, серп и молот, пятиконечная звезда и т.п.). Реже всего восприятие собственного народа находило свое отражение в экономических символах, а рисунки, отображающие техническое развитие, отсутствовали вовсе.

Неожиданным явился тот факт, что русские воспринимают себя в основном через символы категории «Животные и растения», в то время как в автостереотипе поляка таких рисунков не наблюдалось. Доминирующей смысловой категорией в образе типичного поляка были алкогольные напитки, что может свидетельствовать, как и в случае русских, о вторжении деструктивного элемента в этническое самосознание. Обращает на себя внимание тот факт, что в глазах поляков у типичного русского преобладают символы категории «Алкоголь». С одной стороны, это можно рассматривать как осознание некоторой схожести образов русского и поляка. С другой стороны, большое количество негативно-агрессивной символики (рисунки оружия, заплат на одежде и т.п.) при изображении русского сигнализирует скорее об отрицательном отношении. Возможно, однако, это свидетельствует о некоторой двойственности по отношению к русским.

Восприятие представителя далекого этноса – американца – отличало большое количество символов категорий «Пища и напитки», «Элементы рекламы». Более того, именно в образе американца присутствовали некоторые черты деперсонализации, когда типичного представителя данной национальности изображали не в виде человека, заменяя его на рисунки пищи или мультипликационных героев. Скорее всего, это можно объяснить влиянием средств массовой информации на формирование этнического стереотипа в образе американца.

Таким образом, данное кросс-культурное исследование выявило отличительные особенности авто- и гетеростереотипов русских и поляков.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДЫ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: КОММУНИКАЦИЯ С ИСПЫТУЕМЫМИ
ЦЕЛИ И ПРЕИМУЩЕСТВА КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИМЕРЫ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОБУЧЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ
организация кросс-культурного исследования ролей членов парламентских структур
Н.О. Леоненко ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ
Т. Л. Смолина, Л. С. Литвинова ОБРАЗЫ ФИННА И РУССКОГО В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ И ФИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Т.П. Смолина К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ТЕРМИНОВ «АККУЛЬТУРАЦИЯ» И «КУЛЬТУРНЫЙ шок»
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Фабрикант М. С. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭТНОПСИХОЛОГИИ В МИРОВУЮ КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Дрынкина Т.И. Кросс-культурный анализ нормативных регуляторов экономического поведения
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (CROSS-CULTURAL COUNSELING)
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (CROSS-CULTURAL PSYCHOLOGY)
Первицкая А.А. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБУЧЕНИЯ
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА (CROSS-CULTURALPSYCHOLOGICAL ASSESSMENT)
Добавить комментарий