СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНО-ВАФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА

По мере нарастания кризиса общество начинает возвращаться к размышлениям о смысле жизни. Смысл жизни как психологическая категория начинает приобретать все большую популярность и востребован-ность. Политическая психология рассматривает вопрос о смысле жизни в связи с тем, что многие люди начинают ставить перед собой вопрос о том, какой смысл жить в России? Какой смысл быть законопослуш-ным? Какой смысл работать и учиться? Какой смысл служить в армии и т. д.?

Казалось бы, глубоко теоретическая проблема смысла жизни с каждым днем становится все более прак-тической, и люди ждут ответа на эти вопросы от государства, от политических партий, от общественных лидеров. К сожалению, психологическая наука мало занималась психолого-политической теорией и практикой смысла жизни, чтобы быть полезной для формулирования рекомендаций по его формированию и применению. Это становится особенно актуальным в связи с тем, что сущность всей современной политической борьбы — это борьба смыслов. Каждая сторона пытается одержать политическую победу за счет сохранения и распространения своих смыслов, которые тщательно скрываются за фасадом политических лозунгов, рекламы, ТВ-пропаганды, кино и музыкального искусства. В локальных вооружен-ных конфликтах вслед за побеждающей стороной приходит смысл жизни в форме новых предметов быта, одежды, форм общения, времяпровождения и др. «Столкновение цивилизаций» по Робертсону — столкновение смыслов жизни Запада и Востока, основа противостояния в Ираке, Афганистане, напряжения в отношениях с Ираном. На памяти нынешнего поколения российских граждан был демонтирован смысл жизни советского человека, и сформирован совершенно новый смысл жизни, призывающий к личному успеху, прибыли, призыву «жить здесь и сейчас». Это кануло бы в историю, если бы в связи с кризисом на глазах этого же поколения не начинался демонтаж смысла жизни, воплощенный в ценностях и целях общества потребления. Совсем скоро масса людей, ориентирующаяся на деньги и максимальное потребление, привыкшая к большим материальным возможностям, лишится в одночасье почти всего. И более того, лишится даже перспектив восстановить былое благополучие в виде денежных сбережений, возможностей часто и далеко путешествовать, менять автомашины, мебель, технику длительного пользования. И тогда перед ними встанет проблема смысла жизни и его поиска в новых жизненных обстоятельствах.

Недопустимо рассматривать проблему смысла жизни как проблему некоторого эмоционального комфорта. Дело в том, что еще по опыту В. Франкла известно, что от смысла жизни напрямую зависит жизнеспособность человека. И это проблема не отдельно взятого человека, а проблема жизнеспособности народа, государства с последующими проблемами сохранения целостности страны, способности ее защитить в случае необходимости. Только в том случае, если человек осознает смысл своей работы, участия в обороне страны, смысл своих усилий и жертв, страна окажется в достаточной мере сильной, консолидированной, конкурентоспособной. Поэтому формулирование смысла жизни в России — это прямая ответственность политических партий, органов государственной власти. Они нуждаются в психолого-политических рекомендациях по формированию смысла жизни в России в период кризиса и после него. Важно не утопить проблему смысла жизни в толще научных понятий и рассуждений. Смысл жизни прямо представлен в образе жизни каждого человека и всего общества.

Вся совокупность действий и поступков человека легко регистрируется и измеряется с точки зрения отношения потребностей, сохраняющих его индивидные качества (здоровый режим труда и отдыха, например) и потребностей, приводящих к их разрушению (алкоголизм, дефицит сна, беспорядочный образ жизни, например). Отсутствие смысла жизни стоит за уходом из жизни каждого мужчины, преждевременного ушедшего из жизни в трудоспособном возрасте (это 248 тысяч человек в год: от отравления алкоголем — 21 тыс. чел., самоубийств — 41 тысяча, убийств — 25 тысяч, ДТП — 39 тысяч и т. д.). Это и есть зримые результаты отсутствия смысла жизни, формирующие опасный образ жизни и приводящие к утрате в год миллиона трудоспособного населения. Жизнеспособность населения России проходит тяжелейшее испытание, и единственным эффективным ресурсом по его сохранение является смысл жизни человека в России. Государственные институты ответственны за формирование смысла жизни человека.

Механизмы формирования смысла жизни у человека.

1. Социальные институты (система образования, досуга и т. д.). В России эти институты не выполняют функцию формирования смысла жизни. Система образования России самоустраняется от формирования смысла жизни человека. Например, в школе вопросы смысла жизни человека игнорируются. В итоге страна получает бессистемного человека с набором глубоких, но отрывочных знаний, у которого нет смысла в жизни, а значит, нет понимания того, ради чего надо жить.

2. На протяжении всей истории развития России, у государства были своего рода помощники в формиро-вании смысла жизни у населения. Сначала православие («За веру, царя и отечества» и т. д.), затем идеологическая основа построения государства («коммунистическое будущее» и т. д.). Такие помощники формируют национальную идею, которая закладывается в основу (стержень) индивидуального смысла жизни каждого человека. К сожалению, в России в данный исторический момент нет подобного рода институтов, способных помочь государству сформировать национальную идею, сформулировать зачем человек живет (смысл) в этой стране.

3. Вся экономическая политика государства (внешняя и внутренняя) должна быть подчинена поддержа-нию смысла жизни у человека. Если смысл жизни человека в потреблении (общество потребления), то и вся государственная машина нацелена на создания максимально благоприятных условий для развития потреб-ления (государства-рынки). Если смысл жизни человека — религиозное начало, то и экономическая полити-ка страны строится на поддержании условий, позволяющих человеку реализовать свои религиозные цели. В России сейчас разрыв (кризис): экономика страны работает в рамках концепции общества потребления, а точнее извращенной идеи накопления финансового капитала (что технически выполнить проще, чем фор-мировать и поддерживать рынки потребления внутри страны и за ее пределами). А декларируются гумани-стически ценности: любви, братства, уважения к ближнему, гордость за страну и т. д. Население не понима-ет, что происходит, и может начать дистанцироваться от государства. Чтобы этого не произошло, политическая психология должна в кратчайшие сроки разработать и представить основные рекомендации по формированию смысла жизни в стране в это время в этих условиях.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
Шиманович Татьяна Сергеевна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Неконгруэнтность как психологическое свойство неоптимального смысла жизни.
НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
Кривова А.В. Смысл жизни, ценности и жизненные цели как детерминанты электорального поведения
УДК 159.923.К.В. КАРПИНСКИЙ ВРЕМЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ПРЕГРАДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ПРЕГРАДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕМ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
1.4. Перспективы исследования жизнеспособности на основе нарративного метода: любовь как транскоммуникация
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
Смирнова А.Г. Репрезентация проблемы как фактор сотрудничества государств в международных отношениях
Добавить комментарий