В.М. Снетков МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА АДАПТАЦИИ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Изучение сознания человека является самой фундаментальной, актуальной и интригующей проблемой человекознания и психологии XXI в. Необходимость решения поставленной проблемы диктуется тем, что научно-технический прогресс достиг масштабов и скорости изменения условий жизни людей, превосходящих их естественные потребности и индивидуальные возможности человека по усвоению этих достижений без специального обучения. Подобный «прогресс»

сказывается на подростках, что приводит их к асоциальному поведению и к не здоровому образу жизни. Возможно, этим же объясняется явление дауншифтинга (downshifting).

Научное изучение сознания предполагает наличие модели, на основе которой определяются не только цели и методы его исследования, но и критерии оценки полученных результатов. Человек и его психика по своему эволюционному возникновению онтологичны и вторичны по отношению к природе, поэтому методологической основой изучения человека и его психики является экзистенциально- холистический подход (от лат. exsistentia — существование).

Сознание — это негэнтропийный инструмент адаптации и одновременно механизм произвольного взаимодействия человека с самим собой и окружающей средой в режиме прошлого, настоящего и будущего времени. Дискурс сознания можно понять только в контексте целостного взаимодействия и системных взаимоотношений человека и ситуации. Поэтому в качестве одной из основных категорий его изучения является категория «целостности ситуации, сознания и поведения».

Обобщая результаты исследований по нейропсихологии можно сказать, что старт и динамика развития сознания человека обусловлены «витальным интеллектом», т. е. его врожденной экстраполяцион- ной, рассудочной способностью устанавливать причинно-следственные связи между изменениями состояний и процессов внутренней и внешней среды. Этот первый этап развития сознания мы предлагаем назвать «малым сознанием». Оно отвечает на вопросы «что это?» и «как поступить?». Основные его функции заключаются в сохранении целостности и гомеостаза организма; в согласовании процесса удовлетворения актуальных потребностей с условиями окружающей, текущей ситуации. Развитие речевого сознания обусловлено не только овладением речи, но и тем фактом, что на этом этапе жизни человек получает Имя, которое обращает его восприятие на самого себя (знаменитое «Я сам»).

Полученное имя противопоставляет человека социуму, задавая ему тем самым позицию социального субъекта.

Человек как личность рождается вместе с именем. Факт получения человеком имени означает для него обретение свободы в выборе фундамента и вектора развития образа своего «Я». Означает начало процесса конституирования человеком своего внутреннего мира и себя как личности. Означает начало процесса субъективного присвоения человеком в форме «Я» той части объективной природы вселенной и её законов, которые даны ему в его организме и физическом теле. На

речевом уровне развития сознания уже от самого человека зависит, будет ли он локализовать ответственность за существование своего «Я» во внутреннем или внешнем мире и, соответственно, будет ли он конституировать себя объектом или субъектом жизни.

Для понимания методологии изучения и особенностей развития экзистенциального сознания мы предлагаем следующее определение духовности человека. Духовность человека — это интегральное и доминантное состояние его внутренней среды, обусловленное единством существования его организма как открытой физической системы и окружающей природы, вселенной (онтология); действиями его psyche (гносеология); представлениями, отношениями, знаниями, целями, ценностями, смыслами и принципами жизни человека, установленными его разумом (логика); и утвержденными волей в качестве теоретической основы его индивидуальной гипотезы «Я — жизни» (феноменология).

В качестве вывода из вышеизложенного хотелось бы отметить необходимость развития сознания человека; необходимость обучения всех людей с малых лет практическим навыкам осознанного и адекватного взаимодействия с самим собой, своим телом, другими людьми и окружающей природой; необходимость непрерывного обучения и развития всех психических возможностей человека на протяжении всей его жизни. Только на такой основе научно-технический прогресс не потеряет человека в своем всё более ускоряющемся «прогресс- сивном» развитии, а подрастающее поколение обретет основу здорового и привлекательного образа жизни.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Снетков В.М. СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ЭФФЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
БЕРЕЗНЯК Е.Ю. МОТИВАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Похилько Алексей Сергеевич СЕМАНТИЧЕСКИЕ И СУБМОДАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
СМИ И УСТАНОВКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МО-ЛОДЕЖИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Бугаева М.Д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СТУДЕНЧЕСКУЮ АУДИТОРИЮ
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ДИАЛОГА В ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
А.В. Клокова ТРЕНИНГ, ОСНОВАННЫЙ НА МЕТОДАХ КОУЧИНГА, КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Загорюев А.Л., Галба С.С., Шаньгина Н.В.. ОБРАЗ БУДУЩЕГО СПУТНИКА ЖИЗНИ В СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ, 2000
Е.С. Новикова ОТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Харлова К. О. ТЕЛЕСНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Волжанкина Ю.Ю. особенности развития образующих элементов сознания у младших школьников
Белоус О.В. Формирование саморегуляции как основы психического здоровья
4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ТРАНСКОММУНИКАЦИИ
Добавить комментарий