СОЧЕТАНИЕ «ФИГУРА—ФОН» И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Свидетельство в пользу того, что возможность отделить фигуру от фона является следствием фундаментальной организующей тенденции, получено фон Зенденом на основании изучения пациентов, успешно прооперированных по поводу врожденной катаракты (помутнения хрусталиков вследствие родовой травмы, в резуль-

5. Сравнительная светлота фигуры и фона

5. Сравнительная светлота фигуры и фона

Центральный квадрат, воспринимаемый как фигура, кажется светлее фона. На самом же деле вся поверхность, покрытая черными кругами, одинакового белого цвета. Контуры, благодаря которым центральный квадрат воспринимается как фигура, называются субъективными контурами, и о них мы расскажем ниже, в этой же главе. (Источник. Kanizsa, 1979, р. 177)

тате которого больные были лишены нормального зрения и могли лишь отличать освещенные участки от неосвещенных) (von Senden, 1960). Впервые получив возможность видеть уже в зрелом возрасте, пациенты смогли различать фигуры и фон раньше, чем научились различать и идентифицировать различные фигуры. Восприятие фигуры и фона людьми, впервые в жизни обретшими нормальное зрение, — бесспорное доказательство того, что это восприятие не требует никакого научения и не зависит от предшествующего опыта человека.
То, что дифференциация фигуры и фона является базовой, фундаментальной стадией организации восприятия, будет доказано ниже на примере многих низших животных, в том числе и некоторых видов насекомых (см.

Srinivasan, 1992), которые отличают фигуру от фона даже в тех случаях, когда их индивидуальный зрительный опыт был минимален. Более того, выводы о нейрофизиологических основах восприятия фигуры и фона были сделаны на основании исследований, проведенных на приматах. Установлено, что нейроны первичной зрительной коры, специализирующиеся на распознавании определенных отличительных признаков объектов, при стимулировании элементами фигуры демонстрируют большую активность, чем при стимулировании элементами, принадлежащими фону (Lamme, 1995; Zipser et al., 1996). Однако, по мнению Ламма и его коллег, дифференциация фигуры и фона не является такой автоматической, примитивной реакцией на визуальный раздражитель, какими являются реакции, упомянутые нами в главе 3 при описании организации рецептивного поля. Напротив, она требует как минимум некоторой перцептивной обработки визуальной информации как единого целого (т. е. она связана с протеканием top-down-процессов; Lamme et al., 1998). Иными словами, восприятие фигуры отдельно от фона не является простой физиологической реакцией на комплексный визуальный раздражитель. Чтобы отличить фигу
ру от фона, наблюдатель должен поставить перед собой такую цель, он должен ориентироваться в обстановке и отдавать себе отчет в сути визуального контекста.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
ДВОЙСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СВЯЗИ «ФИГУРА—ФОН»
8.5. Предмет и фон в восприятии
ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ
РЫЖУХИН А.В. ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
Организация восприятия и гештальт-восприятие
ГЛАВА ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ: ВЫСШИЕ ПРОЦЕССЫ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
Добавить комментарий