Е. Е. Соколова О ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ «СНЯТИЕ» В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»

По новым стандартам обучение специалистов-психологов предполагает резкое сокращение часов на общую психологию. На традиционный для МГУ курс «Введение в психологию» теперь приходится вдвое меньше часов, чем было по старым стандартам (36 часов вместо 72). В силу этого пришлось отказаться от двух традиционных разделов данного курса — исторического и эволюционного введения. Тем не менее, перед ведущими данный курс преподавателями все равно стоят задачи построения у студентов их первого «психологического словаря», организации первоначального знакомства обучающихся с различными школами и направлениями психологии, фундаментальными психологическими проблемами и понятиями и тем самым задачи формирования у студентов основ профессионального мышления.

Как же вместить все это в столь узкие временные рамки? Мы пошли по следующему пути: в качестве точки отсчета для введения в проблематику современной психологии, отличающейся, как известно, крайним плюрализмом мнений, мы взяли принципы и основные положения культурно-деятельностной психологии, построенной на диалектической логике. Важнейшую функцию в данной логике выполняет категория «снятие». Немецкий термин «снятие» (Aufheben) означает одновременно «отмену» и «сохранение», т. е. сохранение позитивного содержания той или иной точки зрения в другой, но с условием существенной переработки первой. Рассматривая основные положения культурно-деятельностной психологии, мы показываем в курсе «Введение в психологию», что эти положения «снимают» в диалектическом смысле слова иные односторонние взгляды на решение самых фундаментальных проблем психологической науки. Тем самым демонстрируются преимущества диалектической логики по сравнению с распространенной в современной психологии «сетевой» («суммативной») логикой «и — и».

Покажем на примерах, как представляется в курсе «Введение в психологию» диалектическое решение ряда фундаментальных проблем психологической науки.

Психофизическая и психофизиологическая проблемы

В истории психологии, как известно, существовало два противоположных решения данных проблем (психофизиологическая проблема рассматривается нами как частный вариант психофизической): 1) психическое понималось как особая сущность, резко отличная по своим свойствам от физической реальности, подчиняющаяся своим собственным законам, и тогда вставал вопрос о взаимодействии физического и психического; 2) психическое понималось вульгарно-материалистически как простое зеркальное отражение физического мира в другой физической структуре — мозге — и определялось как функция мозга, а психологические закономерности чаще всего в контексте данной точки зрения сводились к физиологическим, и тогда решение психофизической проблемы представало в варианте психофизического параллелизма.

Третья позиция, «снимающая» две указанные выше, — это позиция диалектического единства физического и психического, тела и души, представленная, в частности, в работах Б. Спинозы. Качественно развивая идеи Спинозы о единстве физического и психического, действия и мышления, в культурно-деятельностной психологии, пришли к пониманию психического как функции деятельности.

Проблема локализации психических функций в мозге

В курсе «Введение в психологию» демонстрируется, что концепция системно-динамической локализации психических функций в головном мозге А.Р. Лурии основана на диалектическом «снятии» двух противоположных подходов — узкого локализационизма и антилокали- зационизма. Проблема психики как образа или процесса была, как известно, предметом дискуссий структуралистов и функционалистов. В культурно-деятельностной психологии она решается также путем «снятия» данных позиций в диалектическом смысле слова: в генетическом плане психика как процесс (как функция предметно-практической деятельности) предшествует возникающему в его ходе образу, тогда как в функциональном плане образ предшествует актуально разворачивающейся на его основе деятельности субъекта. Проблема «аффекта» и «интеллекта» решается в культурно-деятельностной психологии в духе единства мотивационно-смысловой и операционально- технической сторон деятельности человека. Наконец, противоположные понимания психического образа как отражения или конструкции (дискуссии по этому поводу до сих пор идут в мировой психологии) «снимаются» в культурно-деятельностной психологии утверждением конструктивного отражения мира в образе, понимаемом как свернутый опыт деятельности субъекта в его мире.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ТЕОРИЯ РАЗРУШЕНИЯ В КУРСЕ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Соколова Н.Ю. развитие ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. РОЛЬ ПСИХОЛОГА
Мамышева О.С., Соколова В.Н. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА
Соколова Э.В. Личностные характеристики в развитии синдрома «эмоционального выгорания» психологов
ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИКУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 4 КУРСЕ.
Снетков В.М. Базовые категории психологии
Б.А. Еремеев О КАТЕГОРИЯХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
К вопросу о содержании категории «личность» в психологии
К вопросу о содержании категории «личность» в психологии
1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии
К вопросу об изучении категории времени в психологии
«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Чеплагина Е. С. ОБРАЗ «ИДЕАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА» У ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ
ПО МНЕНИЮ В. В. ЗНАКОВА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
Цыганова Н.И. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИЙ СЧАСТЬЯ И НЕСЧАСТЬЯ В ПСИХОЛОГИИ
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Часть I. Введение в общую психологию
Добавить комментарий