Солнцева Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ

В последнее время в психологии все более актуальной становится тема духовности. Нередко при упоминании понятия «духовно-ориентированная терапия» дела-ются попытки отождествления ее с одной из существующих конфессий. Но попытка соединить эти два понятия не всегда является эффективной. С чем же это связа-но?

Нами было проведено исследование психологической структуры личности созависимых – взрослых людей, тех, у кого в детстве были родители, имеющие алко-гольные проблемы.

Терапия зависимости (и созависимости), основанная на 12-ти шаговой программе Анонимных Алкоголиков, является духовно-ориентированной. В ней нет ссылок ни на одну конфессию и, более того, вообще не говорится о религии, но активно используется понятие Высшая Сила или Бог. Вроде бы парадокс. Но это противоречие проясняется, если посмотреть, как соотносятся между собой понятия Бог и Религия, и как они представлены в сознании созависимых.

Для исследования индивидуальной системы значений эффективными являются психосемантические методы. В данном случае была использована методика «Символический анализатор мира» А.М.Парачева. «Символический анализатор мира» (САМ) представляет собой модифицированный вариант известного «Цветового теста отношений».

САМ дает возможность представить мир в нескольких проекциях. Символическая проекция образа мира дает коллективный символический образ каждого эле-мента мира. В символической таблице заключена информация о вероятностном взаимодействии элементов мира. Для каждого понятия рассчитывается обобщенный показатель комфорта. Психологический смысл коэффициента комфортности заключается в том, что, чем сильнее отвергаются «чистые» цвета (синий, зеленый, оран-жевый, желтый) и чем притягательнее «грязные» цвета (коричневый, черный, серый), тем дискомфортнее психологическое состояние.

После ранжирования понятий по степени их комфортности была получена следующая картина:

У созависимых «религия» входит в блок понятий, являющихся дискомфортными. Вместе с ней к дискомфортным относятся различные нормативные системы; негативные состояния и чувства, связанные с социальным взаимодействием и понятия, описывающие агрессивное воздействие на личность. То есть представители «взрослого» мира, устанавливающие границы и нормы поведения являются дискомфортными. Можно предположить, что они характеризуются достаточно высокой степенью сложности взаимодействия с ними. А представленные чувства связаны с проблемным взаимодействием личности с окружающим миром (возможно, с этими же системами, в которых личность ощущает себя жертвой и испытывает соответствующие чувства).

Понятие «Бог» вошло в самый большой блок, описывающий различные стороны актуальной действительности. Данные понятия комфортны для личности. Среди них представлены цели и средства достижения здоровых отношений и раскрытия своего потенциала.

Для установления степени близости между понятиями был проведен кластерный анализ. Понятия Бог и Религия попали в разные кластеры.

Кластер, в который вошла Религия, состоит из двух подкластеров:

– первый подкластер можно назвать «Негативные взрослые»: одиночество, осуждение, антипатия, запрет, взрослые.

Мир взрослых воспринимается как нега-тивный. Это, возможно, связано с той системой требований, которую предъявляли созависимым, когда они были детьми, и которая не соответствовала их реальной жизненной ситуации;

– второй включает в себя различные системы, устанавливающие нормы и правила, предъявляющие требования к личности, и заставляющие брать на себя ответ-ственность за свое поведение: религия, традиции, ответственность, учитель, психолог, школа. Это системы, которые обычно выступают как возможные пути выхо-да из трудных ситуаций и связаны с оказанием помощи и поддержки личности.

Но если проанализировать весь кластер целиком, то получается, что все системы, предъявляющие требования вслед за взрослыми ассоциируются с негативным воздействием и связаны с отрицательными чувствами. Возможно, это свидетельствует о том, что это системы, где ребенок, а теперь уже взрослый ищет помощи, но не находит ее или не видит возможности получить помощь совсем. Это совпадает с представлениями и зависимости как о социальном заболевании. Этот кластер можно обозначить «Негативный мир взрослых, который меня не понимает и не помогает».

Кластер, связанный с представлением о Боге, включает в себя:

– ценности, воплощением которых является Бог, или которые ассоциируются с данным понятием: доверие, Бог, любовь, добро, счастье.

– способы взаимодействия и достижения этих ценностей: мечта, воображение, обман, сон. Это способы обращения к внутреннему миру, позволяющие отстра-ниться от трудностей внешнего мира и преодолеть внутренние психологические барьеры. Когда собственных ресурсов не хватает, это иррациональный способ до-стижения желаемого.

Данный кластер дает представление о Боге как о воплощении базовых потребностей и ценностей. В данном случае это понятие не связано с религией как систе-мой. Кроме того, сюда включаются и основные способы достижения значимых ценностей и состояний. Когда все другие системы не могут помочь, а собственных сил изменить ситуацию не хватает, остается иррациональный способ. Воплощение ценностей в реальной жизни подобно чуду.

Таким образом можно сделать вывод о расхождение в сознании созависимых понятий Бог и Религия. Бог – связан со значимыми ценностями (любовь, счастье, до-верие, доброта), комфортным состоянием, является силой, к которой можно всегда обратиться жизни – имеет высокий коэффициент комфортности. А вот Религия является не комфортной, так как выступает как система контроля, норм и запретов и подобна в сознании другим системам (родительской, школьной, административ-ной). В первом случае в сознании возникает представление о воплощение мечты и поддержке, восстановлении утраченного или не сформированного, во втором – принуждение и контроль.

Полученный результат проясняет вопрос, почему духовно-ориентированные программы несводимы к религиозным, но не исключают возможности обращения отдельными клиентами к религии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СОЛНЦЕВА Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ
Балин В.Д., Коваль В.М. О соотношении категорий «сознание» и «картина мира»
Глава 8. Традиционная религия: один бог, два полюса морали
КАРТИНА МИРА
КАРТИНА МИРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
социокультурные основания глобализации картины мира
«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА УЧАЩИХСЯ В СИТУАЦИИ БИЛИНГВИЗМА
Олехнович М.О. Гипотеза в процессе построения картины мира
КАРТИНА МИРА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Крумин Артур Андреевич ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
Скрицкая Н. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ (НА ОПЫТЕ АНАЛИЗА СКАЗОК)
Добавить комментарий