О социально-психологической классификации сатанинских групп

Уже много веков на Руси и в России существует поверье, что нельзя называть нечисть по имени, так как считается, что это призывает ее. Видимо, именно этим, а не страусиной политикой, можно объяснить тот факт, что подобные группы никем не изучаются и не упоминаются ни на одном научном форуме. Отдельные же публикации журналистов являются своеобразной рекламой сатанистов.

В настоящее время сатанинские организации действуют более чем в сорока городах России. В Санкт-Петербурге существует не менее 10 устойчивых сатанинских групп, две из которых имеют название «Черный дракон» и «Церковь Сатаны». Есть и подростковые группы с названиями «Орден сатаны» (нам доводилось общаться с адептами этой группы), «Магистрат» и «Черные волки». Существуют группы без названий. Кто они, российские сатанисты наших дней?

В большинстве своем это подростки и молодежь. Для многих из них сатанизм является своеобразной игрой. Правда, в таких играх легко перейти границу между нравственностью и безнравственностью, законом и беззаконием. Для других сатанизм является протестом против лжи, лицемерия и ханжества. Для кого-то сатанизм становится ответом на агрессию, ущемление прав или унижение человеческого достоинства.

Существуют различные классификации сатанинских групп. Ю.Сандулов (1998) выделяет четыре типа организаций дьяволопоклонников. К первому типу он относит такие группы, представители которых считают сатану ангелом и поэтому поклоняются ему. Второй тип есть не что иное, как клубы секса с садистско-мазохистской направленностью. Третий тип не связан ни с какой исторической традицией и характеризуется употреблением наркотиков. Четвертый тип представлен бюрократически оформленной американской «Церковью сатаны».

По мнению американских ученых G.Eisenberg и M.Langone (1994), все сатанинские группы можно классифицировать, исходя из четырех уровней. Первый уровень – «самостоятельно изучающий любитель». Он состоит из индивидов, которых сатанизм привлек через популярные книги по данному предмету и через другие доступные источники. Любитель обычно не связан с усложненной группой или культом, хотя могут существовать небольшие группы любителей. Результаты наших исследований говорят о том, что большинство таких групп состоят из подростков и молодых людей от 14 до 20–22 лет, которые носят сатанинскую символику, идут на контакт с исследователями, испытывая при этом гордость за интерес, проявляемый в отношении их.

Второй уровень – «психопатические сатанисты».

Это индивиды, которых сатанизм привлек потому, что он выражает и облагораживает девиантные побуждения, которые у них уже существуют. В наших исследованиях мы чаще всего встречались с проявлениями сексуальных девиаций и факторами, формирующими эти девиации. Нам доводилось исследовать две группы, которые можно отнести ко второму уровню. Одна из них состояла в основном из подростков Красногвардейского района, а вторая – из подростков Московского района Санкт-Петербурга. В первом случае удалось установить употребление наркотиков и сексуальные девиации, проявляющиеся, как правило, в практиковании группового секса. Во второй группе у адептов четко прослеживалась мания величия и патологическая склонность к властвованию над людьми. Последнее планировалось осуществлять посредством черной магии. Из беседы с адептом этой группы, его родственниками и инспектором по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних удалось установить, что несколько юных черных магов состоят на психиатрическом учете. Известны случаи, когда молодые сатанисты практиковали секс на надгробных плитах христианских кладбищ.

Подобные действия у отдельных людей могут развивать некрофилию в самой опасной форме – «религиозный сатанизм» (третий уровень), проповедуемый в таких публично известных группах, как «Церковь сатаны» (CLLIA, Сан-Франциско), «Южный крест» (Москва) и др. Такие группы открыто рекламируют себя, не скрывают местонахождение, принимают членские взносы. Правда, отдельные группы этого уровня, которые противодействуют христианству, нарушая закон, стараются не рекламировать себя.

Четвертый уровень – «черные сатанисты» – представляют собой группы, которые избегают легализации, поскольку их ритуалы в большинстве своем связаны не столько с осквернением христианских храмов и кладбищ, употреблением наркотиков, оргиями с элементами садомазохизма, сколько с самыми крайними формами оккультизма, основанного на человеческих жертвоприношениях.

В заключение отметим, что сатанизм любого уровня разрушителен не только для окружающего внешнего мира, но, в первую очередь, для тех, кто его исповедует. Поэтому не замечать его просто нельзя.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ФОКУС-ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
§ 1. ТРЕНИНГОВЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ
ГЛАВА 6. ДИНАМИКА ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ГРУППАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
6.3. Стадии и типы транскоммуникативной динамики в группах социально-психологического тренинга
6.1. Методологические основы исследования динамики транскоммуникативных состояний личности в группах социально-психологического тренинга
8. Классификации профессий в психологическом профессиоведении
Логическая классификация психологических концепций смысложизненного кр
7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
КУПРИНА К.В. ОТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП К БОГАТСТВУ
Енина О.В. САМООЦЕНКА У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ РОЛЯМИ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ
Ю.В Батлук, Р.В. Йорик, С.В. Суворова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ГОСТИНИЦ
УДК 316.Е.А. ШУНИКОВА КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И УСПЕШНОСТЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
Кураева Мария Олеговна ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ НА РАЗРАБОТКУ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
И. О. ПЬЯНКОВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Психологический тренинг развития групп
Сальникова Екатерина Викторовна, Рубцова Наталья Николаевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
РОЛЬ ГРУПП В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ.
Добавить комментарий