Социокультурные основания глобализации картины мира

На пороге нового тысячелетия все шире осознается научная потребность выработки адекватного с точки зрения парадигмы устойчивого развития мировоззрения. Все чаще высказывается мнение, что настало время распрощаться с монопольным видением мира, базирующимся на физикалистском мировоззрении со свойственным ему типом рациональности. Все более широкое осознание наступившей сегодня поворотной точки истории приводит к интересным поискам новой картины мира. Новое видение природной среды и механизма взаимодействия с ней все чаще осуществляется в русле «природной интерпретации» истории в системе взаимоотношений природы и общества. Вектором новой картины мира становится переход от антропоцентризма к биоцентризму.

Одну из инновационных попыток разработки нового образа науки, соответствующую новому типу рациональности, представляет капитальная междисциплинарная концепция биофилософии и биофилософской картины мира. В этой новой картине преодолевается асимметрия отношения человека, как бы стоящего над природой. В биофилософской картине мира история предстает как грандиозный единый, непрерывно протекающий планетарный процесс, а идея коэволюции оказывается новой общекультурной установкой, позволяющей осмыслить взаимоотношения человечества с природой. Интересный опыт «переоткрытия» истории содержит геополитическая концепция А.Дугина. В русле таких идей разрабатывает концепцию биополитики греческая исследовательница А.Влавианос-Арванидис. По мнению С.П.Капицы, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого, в современных условиях, решающим становится демографический фактор устойчивости (в русле идей Л.Н.Гумилева).

Социальный контекст формирования новой, более широкой картины мира, ставящей развитие общества в зависимость от ценностей выживания и стабильности, требует переоценки сложившейся иерархии типов культурного опыта, в которой до сих пор доминирует евроатлантическая прогрессионистская парадигма, а также мобилизация всего множества остальных, в том числе традиционных типов социального развития. Для такого открытого общества, по определению Дж.Сороса, «будут приемлемы любые вариации азиатских или каких-либо иных ценностей».

Все большую популярность приобретают поиски новой концептуальной модели «общества нематериальных ценностей» (В.С.Степин, В.Толстых, 1996), базирующейся на признании приоритета плюрализма региональных этнокультурных моделей социального и экологического поведения людей, равенства социокультурных ценностей индустриальных и традиционных путей цивилизационного развития (Койяма, Гиддинс и др.), на новом типе соединения принципа свободы и социальной справедливости (А.Печчеи). Взамен линейной, подчиненной непреложным закономерностям концепции исторического процесса должна быть создана такая парадигма истории, в которой была бы учтена тенденция взаимовлияния культур (А.Панарин, 1997).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КАРТИНА МИРА
КАРТИНА МИРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА УЧАЩИХСЯ В СИТУАЦИИ БИЛИНГВИЗМА
Балин В.Д., Коваль В.М. О соотношении категорий «сознание» и «картина мира»
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
Олехнович М.О. Гипотеза в процессе построения картины мира
КАРТИНА МИРА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Крумин Артур Андреевич ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
Добавить комментарий