СОВЕСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ

Представлены результаты эмпирического изучения совести как социальной эмоции. Охарактеризован предметный компонент совести, который проявляется в восприятии человеком себя в различных ситуациях общения, а также психологические особенности видов совести с положительной и отрицательной коннотацией.

Эмоции несут особую нагрузку в современном общении, пронизывая всю коммуникативную деятельность человека. Последние десятилетия в социальной психологии отмечены всевозрастающим интересом к изучению эмоций, что объясняется психологическими последствиями изменений в социальной жизни. Один из законов, объясняющих возникновение и развитие эмоций, гласит, что эмоции появляются не столько в ответ на благоприятные или неблагоприятные условия, сколько в ответ на актуальные или ожидаемые изменения условий. С изменением мира пропорционально возрастает количество эмоций, испытываемых людьми, и прежде всего социальных.

Эмоции с социально-психологической точки зрения могут изучаться на следующих уровнях: индивидуальном, межличностном, групповом, межгрупповом и культурном. В свою очередь межличностный уровень характеризуется несколькими направлениями исследований: изучение процессов передачи эмоций от человека к человеку, изучение эмоциональных отношений и конкретных социальных эмоций. В современной психологии в особую группу социальных эмоций включают эмоциональные явления, неотъемлемо связанные с представлением о себе в социальных взаимоотношениях, что подразумевает представленность других людей (в очной или заочной форме) в содержании этих эмоциональных переживаний. Это вовсе не означает, что все остальные явления асоциальны, а означает лишь то, что в этой группе эмоциональных явлений взаимоотношения с другими людьми и сравнительная оценка себя в социальном контексте с точки зрения других людей или тех ценностей, которые разделяются другими, являются ключевыми моментами. К социальным эмоциям в первую очередь относят стыд, вину, эмпатию, зависть, ревность, смущение, совесть, чувство благодарности. По мнению социальных психологов, эти эмоции имеют межличностные источники и развиваются в тесной взаимосвязи с социальными отношениями.

Предметом нашего исследования в качестве конкретной социальной эмоции выступила совесть. Психологических исследований по проблематике совести крайне мало. Более того, на сегодняшний день понятие «совесть», строго говоря, не является понятием. Оно насыщено массой коннотаций, нравственных, поэтических ассоциаций. Сложность, философская и этическая отягощенность этого понятия, опасность соскальзывания научного анализа в публицистику при его рассмотрении явились причиной того, что проблемы совести в отечественной психологии не изучались сколь-нибудь серьезно.

В предпринятом нами эмпирическом исследовании проблема совести была переформулирована в конкретно-психологическую проблему репрезентации совести в обыденном сознании и анализировалась на уровне житейских представлений, знаний и чувств. Приступая к феноменологическому исследованию совести, мы исходили из того, что по мере движения от эмоции вообще к конкретной эмоции увеличиваются и усложняются требования к необходимой информации. Задача нашего исследования состояла в том, чтобы, во-первых, выявить содержание представлений о совести и ее видах; во-вторых, охарактеризовать структуру совести, определив ее предметное содержание и аффективный компонент. Материалом исследования выступили вербализованные ассоциации, полученные в ходе направленного ассоциативного эксперимента, а также рассуждения о совести, полученные в форме свободного высказывания. В исследовании участвовали 74 студента исторического и психологического факультетов ГрГУ им. Я.Купалы. Всего было получено 74 свободных высказывания и 319 ассоциаций.

Анализ общего содержания высказываний респондентов как целостной смысловой структуры обнаруживает разные аспекты исследуемого феномена. Прежде всего обращает внимание попытка респондентов локализовать совесть в системе психического, определить место ее среди других психологических образований. Наиболее типичные высказывания подчеркивают значимость совести в жизни человека и отождествляют ее с душой: «состояние души, состояние сердца; духовная составляющая; результат духовной жизни; внутренний мир человека; внутреннее я человека; то, что присуще только человеку». В большинстве высказываний респондентов обращается внимание на регулятивное значение совести: «совесть — это внутренний регулятор деятельности и поведения человека; внутренний центр; внутренний рычаг; моральный и нравственный регулятор; фильтр поступков». Достаточно широко в ответах представлена этическая характеристика совести: «показатель нравственности; совокупность моральных норм; словарь человеческих ценностей; центр ценностных ориентиров». Специфическое субъективное переживание представлено как «чувство, высокое моральное чувство, эмоциональное переживание, состояние нашего сердца, отношение человека»; здесь же указываются конкретные эмоции, входящие в структуру аффективного компонента совести: вина, ответственность, справедливость, стыд, честь, мука, грусть, страдание. Обращает внимание, что представлены эмоции не только отрицательного знака (стыд, вина), но и положительного (честь, справедливость).

Еще более определенно выделение двух видов совести с положительной и отрицательной коннотацией представлено в результатах ассоциативного эксперимента. Модальность совести рассматривалась как континуальное свойство, определяющееся тремя его двухполюсными составляющими: удовольствием — неудовольствием, возбуждением — успокоением, напряжением — разрешением. Наиболее количественно представленной оказалась лексико-семантическая группа ассоциаций, характеризующих совесть как переживание с положительным знаком, приносящее удовлетворение (96 ассоциаций). Распределение ассоциаций в соответствии с измерением «удовольствие — неудовольствие» подтвердило обозначенную тенденцию: группа ассоциаций по критерию «удовольствие» оказалась наиболее представленной (103). Ядерную зону данной группы образуют слова «чистая, честная, добрая, спокойная, светлая.» Наибольшую частотность имеет слово «чистая» (40 словоупотреблений). Положительная коннотация ассоциаций в данной группе подчеркивает значимость и ценность чистой и спокойной совести в обыденной жизни человека. Подавляющее преимущество слов с положительной коннотацией, очевидно, можно рассматривать как доказательство значимости механизма совести в жизни человека, удовольствия от жизни с чистой совестью. Доминирование позитивности в эмоциональной системе, по мнению В.И.Шаховского, свидетельствует о психологическом стремлении людей к взаимопониманию в общении.

Заметим, что общий чувственный тон ассоциаций этой группы связан со светом, благородством и чистотой; яркие и активные характеристики здесь по сути отсутствуют. Чистая совесть может рассматриваться как умеренное чувство.

Психологически более разнообразно содержание совести, представленной как переживание совершенных аморальных поступков. Лексико- семантическая группа ассоциаций, характеризующая данный вид совести, количественно меньше предыдущей (61), однако разнородность представленных в ней ассоциаций значительно больше (36 против 14). И хотя параметр «неудовольствие» представлен лишь 22 ассоциациями («грязная, страшная, злая, жестокая…»), он существенно дополняется группой ассоциаций по параметру «возбуждение» (28). В нее входят такие характеристики совести, как: «неспокойная, ненасытная, натянутая, надоедливая, ответственная, зубастая, настойчивая, неусыпная». Группа ассоциаций с противоположным знаком «успокоение» количественно менее представлена (15) и включает в себя как наиболее частотные следующие характеристики: «тихая, молчаливая, спокойная, грустная, сдержанная». Наиболее психологически интересной представляется группа ассоциаций по параметру «напряжение», которая значительно превосходит по количественной наполненности группу «разрешение» (35 против 6) и включает ассоциации с ярко выраженной отрицательной коннотацией. Наибольшую частотность имеет ассоциация «мучающая» (12 словоупотреблений). Затем следуют: «угрызающая, обвиняющая, убивающая, стыдящая, напряженная, заставляющая, карающая, критикующая, волнующая». Как видим, этот ряд ассоциаций представлен действительными причастиями настоящего времени, имеющими ярко выраженную активизирующую и направляющую функцию. Представленные результаты позволяют сделать вывод о том, что именно параметр «напряжение» наиболее полно и содержательно выражает иррациональное начало совести, которое рождает в человеке мучительные переживания при воспоминании о совершенных им проступках.

В силу большей аффективности той совести, которая выступает как неприятное чувство недовольства собой, связанное с обнаружением человеком рассогласования между собственным поведением и принятыми моральными нормами, мы предположили, что предметный компонент при угрызениях совести будет выражен более отчетливо и содержательно. Контент-анализ собранных высказываний респондентов о переживаемых ими угрызениях совести показал, что предметность совести проявляется в восприятии человеком многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Причем уровни отражения собственных моральных проблем различны: от чисто внешних, видимых характеристик собственных действий и поступков до обобщенного образа своего я, который проявляется в ситуации нравственного конфликта. В отдельную немногочисленную группу вошли высказывания, отличающиеся небольшой степенью интеграции: угрызения совести связываются с конкретной ситуацией, представления о которой богаты непосредственным, чувственным содержанием («не уступила место в автобусе; прошу у родителей денег»). Следующую количественно наполненную группу составляют высказывания, указывавшие на совершенные неправильные поступки как на причину угрызений совести. Причем небольшое количество их связано с собственным поведением и нарушением обязательств по отношению к себе («не выполнила данных себе обещаний; поспешные решения; не сумела распределить время»), в то время как подавляющее большинство высказываний связаны с поступками в сфере межличностных отношений («обидел, огорчила, причинила боль, обвинила, была несправедлива, невежлива, оскорбил, утаила, обманул, не сдержала обещаний, осудила»). Наиболее типичное высказывание этой группы: «когда причинила боль или обидела близких мне людей». Содержательно выделяется группа высказываний, в которых угрызения совести связываются с несовершенными действиями» не сделала то, что могла; не выручила человека в беде, хотя могла это сделать; не помогаю старым людям». Заметим, что группа высказываний, указывающих на несоблюдение принятых моральных норм поведения по отношению к другим людям как на причину угрызений совести, является наиболее количественно представленной, что свидетельствует о первостепенной значимости для испытуемых нравственных межличностных отношений.. В определенной степени полученные данные согласуются с результатами авторов межличностной теории вины, которые в результате контент-анализа собранных историй о возникновении чувства вины установили, что на первое место среди причин выходит категория «игнорирование партнера по взаимоотношениям», на второе — «неудача в следовании межличностным обязательствам», и на последующих местах находятся случаи, напрямую связанные с взаимоотношениями с близкими людьми. В отдельную группу высказываний о причинах угрызений совести вошли причины, характеризующие отношения не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я». Здесь мы встречаемся с более сложными формами самоанализа собственного внутреннего мира, в частности, анализом собственных мыслей («плохое мнение о человеке»; «нехорошие мысли о хорошем человеке»), а также мотивов собственного поведения («общаюсь с человеком в корыстных целях»; «поступила, обойдя принципы») и внутренних противоречий собственного поведения («когда знаю, что так делать нельзя, и делаю»; «когда могу что-то сделать, взять на себя ответственность, но умалчиваю об этом»; «когда не оправдываю ожиданий близких»). Выделенные причины оцениваются с точки зрения собственных требований к себе. В результате соотнесения форм поведения с определенной мотивацией, их анализа и оценки происходит осознание себя как субъекта нравственного поступка.

Проведенное исследование показывает, что в области обыденного сознания о совести существует много тончайшего фактического материала, который требует дальнейшего изучения и осмысления.

Список литературы

1. Бреслав, Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Бреслав. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 544 с.

2. Вундт, В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты / В.Вундт; под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.К.Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 47 — 63.

3. Прихидько, А.И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии / А.И.Прихидько // Вопросы психологии. — 2009. — №1. — С. 141 — 151.

4. Шаховский, В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокульту- рология / В.И.Шаховский. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 128 с.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВЕСТИ
Интуиция как внутренний критерий. Совесть
2.2. ЭМОЦИЯ КАК РЕАКЦИЯ НА СИТУАЦИЮ И СОБЫТИЕ
ЭМОЦИЯ КАК ЦЕННОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ
КАК ЖЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КАЖДАЯ ЭМОЦИЯ НА ЛИЦЕ?
ЭМОЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ
Жить по Совести
Нравственный поиск и Совесть
ЭМОЦИЯ ДОГАДКИ
МУКИ СОВЕСТИ
КРАШЕННИКОВ О.В. О ПРИРОДЕ СОВЕСТИ
Подоровский А.Н. Трансформации процесса социализации и изменение роли совести В XX веке
11.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧУВСТВО» И «ЭМОЦИЯ»
ПОДОРОВСКИЙ А.Н. ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕ-НЕНИЕ РОЛИ СОВЕСТИ В XX ВЕКЕ
ЭМОЦИЯ И ПАМЯТЬ (EMOTION AND MEMORY)
Добавить комментарий