СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Психология, отталкиваясь от психоаналитической традиции, долгое время акцентировала свое внимание на проблемных и патологических сторонах личности. Только во второй половине прошлого века в центре исследований, во многом благодаря гуманистической психологии, оказывается здоровый человек. Одной из ее задач стало изучение позитивных состояний личности, но решить проблему методологии рационального познания такого субъективного понятия, как счастье, она не смогла. Вопрос о методе оставался открытым, и в начале 2000-х появилась «позитивная психология» (Seligman M. E. P. & Csikszentmihalyi M., 2000). Своим предметом она сделала сильные стороны и состояния личности, положительные эмоции, ценности и достижения. Одним из наиболее изучаемых аспектов стал феномен счастья. Однако, поскольку это понятие, как и многие другие, является «выходцем» из обыденного языка, его концептуализация и операционализация в научной психологии сопряжена с рядом трудностей. Цель данной работы — обобщить основные направления в психологических исследованиях счастья конца XX- начала XXI вв. Со времен Аристотеля существует философское разделение счастья на два типа:

а) гедонизм, где счастье достигается посредством максимизации удовольствия и отсутствия боли;

б) эвдемония, где человек обретает счастье через реализацию своего потенциала в обществе (Ryan R. M. & Deci E. L., 2001).

Рассмотрим каждый из них в отдельности. Считается, что гедонизм первым описал Эпикур. Он утверждал, что удовольствие и боль являются индикаторами пользы и вреда соответственно. Гедонизм в широком смысле — удовлетворение потребностей как тела, так и сознания. Определяя благополучие (well-being) с точки зрения удовольствия против боли, гедонистическая психология ставит себе целью исследования и вмешательства, чтобы, в конечном счете, повысить, насколько возможно, счастье человека. Несмотря на существование различных подходов, большинство исследователей гедонистического счастья используют оценку субъективного благополучия (Diener E.

et al., 1999).

Субъективное благополучие состоит из трех компонентов: удовлетворение жизнью, присутствие положительного настроения и отсутствие отрицательное настроения. Понятие эвдемонического счастья ввел Аристотель (следует отметить, что гедонизм как «стремление идти на поводу у своих желаний» философ считал аморальным). Как считают Т. Кашдан и коллеги (Kashdan T. B., Biswas-Dienerb R. & King L. A., 2008), эвдемония отражает, в значительной степени, реализацию социально-разделенных ценностей и объективно обусловленных потребностей.

Среди подходов к исследованию эвдемонии можно выделить теорию психологического благополучия К. Рифф (Ryff C. & Singer B., 1998) и теорию самодетерминации Деси и Райана (Ryan R. M. & Deci E. L. 2000). Принятое в психологии разделение на гедонистическое и эвдемоническое счастье в настоящее время активно критикуется (Kashdan T. B., Biswas-Dienerb R. & King L. A., 2008). В частности, обращается внимание на методические проблемы эмпирических исследований, такие как засилье корреляционного и факторного анализа самоотчетов. В области теории необходимость разделения на два типа счастья также ставится под вопрос.

С нашей точки зрения, представляется перспективным исследование переживания счастья с позиций нарративного подхода, рассматривающего идентичность человека как социально сконструированную жизненную историю (McAdams D. P., 2008; Bauer J. J., McAdams D. P. & Pals J. L., 2006). Представление об идентичности как о нарративе, объе-
диняющем в единое целое биографические события жизни человека и насущные цели и ценности, позволяет преодолеть разделение на гедонистическую (субъективистскую) и эвдемоническую (объективистскую) трактовки благополучия. Кроме того, методы нарративного анализа позволяют исследовать эмоциональную окрашенность индивидуальных переживаний с точки зрения тематических и структурных характеристик сюжетов жизненных историй, которые могут рассматриваться как косвенные индикаторы счастья.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИНАТОЛОГИИ: ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА, ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
СИМПОЗИУМ ПО СОВРЕМЕННЫМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
С. Т. Посохова ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УЧЕНИЕ И.П. ПАВЛОВА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
Л.И. Рюмшина ПСИХОЛОГИЯ И СМИ: ПРОБЛЕМА «ОПТИМУМА ОБЩЕНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ (ИНТЕРАКТИВНЫХ) СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА»: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Свередюк Е.В. МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СЧАСТЬЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Кубышкина М.Л. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Цыганова Н.И. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИЙ СЧАСТЬЯ И НЕСЧАСТЬЯ В ПСИХОЛОГИИ
Добавить комментарий