СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Современное состояние исследования творчества можно рассматривать как процесс объединения двух подходов: процессуального — исследования фаз, состояний, стадий, результатов преобразования пред-метов творчества — и личностного — исследования субъекта творческой деятельности, его потребностей, мотивов, знаний, умений, навыков, свойств, самосознания, эмоций, чувств (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Вы-готский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Г. С. Костюк, С. Д. Максименко, О. М. Матюшкин, В. О. Моляко, В. В. Рыбалка, Я. А. Пономарев, М. А. Холодная, В. А. Роменец, В. Н. Дружинин и др.). Я.А. Пономарев рассматривает творчество как источник развития, движения, развивающее взаимодействие. Ученый, беря за основу трактовку психологического механизма творчества системно-структурный принцип, интегрирует в нем два методологических регулятива научного познания: системность и принцип развития.

Ряд исследователей (Г. С. Костюк, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.) под творческим потенциалом имеют в виду одаренность, готовность к деятельности, а также творческую одаренность и готовность к творческой деятельности (В. О. Моляко). В исследованиях Д. Б. Богоявленськой, В. Н. Дружинина креативность является проявлением дезадаптивной продуктивной активности. Психологиче-ские проблемы творчества нашли свое отражение в исследованиях современных украинских ученых.

Анализ литературных источников, посвященных психологии творчества показывает, что в последние го-да отмечается тенденция возврата от операциональных и когнитивных подходов в изучении этой проблемы к личностным.

В работах В. А. Роменец (трансдуктивная теория) раскрывается учение о природе и механизмах творче-ства человека, исследуется психологическая теория поступка, моральное творчество. Ученый выступает против интеллектуального творчества, его отождествления с мышлением. Исследователь решает вопрос о психологическом механизме творчества, которым считает трансдукцию — переход из субъективно-психической системы (от замысла) к материально-языковой (воплощенного в определенном предмете за-мысла). Этот переход автор раскрывает как поступок личности. В генетической психологии творчества В. А. Роменец разрабатывает модель разворачивания творческих возможностей человека от раннего детства до перехода в состояние зрелой личности. В творчестве происходит формирование человека, и благодаря творчеству становится возможным проявление его неповторимой индивидуальности.

Только в процессе творения у человека появляется возможность постичь безграничность своего «Я» и воплотить его в реальных продуктах своей жизнедеятельности. В. А. Роменец утверждает, что в истории человечества и в жизни самого индивида детство является длительным этапом и существенно влияет на дальнейший путь его развития. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что в детстве человек более творческий, чем в зрелости. Это в значительной степени объясняется тем, что на него не влияют стереотипы, он свободен в своих творческих проявлениях, ему нравится сам процесс творчества, который приносит радость открытия.

С. Д. Максименко определяет креативность как естественное, природное свойство личности, которое существует с рождения человека; как наивысшую форму активности личности. Креативность — это такая активность, которая воплощается в продуктах творчества. Благодаря креативности человек проявляет себя, выражает свой внутренний мир, изменяя его. Личность создает не только внешний мир, но и свой внутрен-ний. Большое значение приобретают исследования, результаты которых позволяют отыскать способы изучения креативности, которая является предпосылкой развития личности.

В дальнейших исследованиях, изучая данную проблему, мы считаем необходимым более глубокое и де-тальное изучение креативности личности и ее взаимосвязи с личностными характеристиками и условиями окружающей среды, учебной деятельности, в которых происходит процесс формирования и развития креа-тивности; исследование факторов, которые будут способствовать актуализации креативности на разных этапах развития личности. Особенное значение будет предоставляться анализу путей и способов выявления креативности, на раннем (сензитивном) этапе, который открывает большие возможности для ее формирова-ния и развития.

Литература

1. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 33–35.

2. Стратегії творчої діяльності: школа В. О. Моляко. За загальною редакцією В.О. Моляко. Киев, 2008.

3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества // НИИ общ. и пед. психол. АПН СССР, Сев.-Кавк. науч. Центр высш. шк. Отв. ред. (и авт. предисл.) Б. М. Кедров. Ростов-на-Дону, 1983.

4. Роменець В. А. Психологія творчості: Навчальний посібник для студ. Вищих навчал. закл. 3 вид. Киев, 2004.

5. Максименко С. Д. Генеза здійснення особистості. Киев, 2006.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
1.5. Современное состояние и перспективы развития метакогнитивизма
Л.М. Даукша. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ, 2010
Щелкова О.Ю. Современное состояние и перспективы развития медицинской психодиагностики
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РОС-СИЙСКОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Л.И. Казмиренко, Е.И. Кудермина ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В УКРАИНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ГЛАВА Дальнейшие перспективы развития психологии мотивации
Солдатова П. А. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ
11.5. НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Болтик Г. В. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
Добавить комментарий