СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Во второй половине XX в. внимание психологов привлекла необходимость исследования того, как люди представляют себе различные явления в «обыденном сознании». Идея о возможности объяснения социаль-ных явлений посредством феномена представлений принадлежит Дюркгейму, различавшему представления индивидуальные, носителем которых является сознание отдельных индивидов, и представления коллектив-ные, субстратом которых выступает общество. Концепция социальных представлений была разработана французским социальным психологом Сержем Московичи в 1961 г. и получила широкое распространение и мировое признание в 80-е годы. Московичи определил социальные представления как особым образом вы-работанную форму знания, которая устанавливается членами общества и разделяется ими (Московичи, 1995). Согласно определению Московичи, представление является универсальным механизмом познания социальной реальности, способом обыденного познания действительности. Московичи выделил три основ-ные функции социальных представлений: функция инструмента познания, функция опосредования поведе-ния, адаптационная функция. Реализацию этих функции обеспечивают два механизма возникновения соци-ального представления: анкеровка («якорение», «зацепливание») и объективация, которые находятся во вза-имосвязи друг с другом. Что касается структуры социального представления, то ее Московичи рассматривал как состоящую из трех компонентов: информации, поля представления и установки (Андреева, 2000; Донцов, Емельянова, 1987; Трушкова, 1996).

Подводя итоги развития концепции социальных представлений за последнее десятилетие, Т. П. Емелья-нова отмечает, что, по мнению сторонников концепции (Дуаз, Вагнер), на сегодняшний день мы можем го-ворить о появлении многочисленных частных направлений в исследовании социальных представлений, об образовании нескольких относительно самостоятельных течений в русле единого концептуального под-хода. Остановимся на наиболее заметных направлениях концепции.

Первое исследовательское направление «Центральное ядро и периферия социального представления» заявлено Ж.-К. Абриком в 80-х годах и на сегодняшний день является наиболее разработанным. При этом предполагается, что структура социального представления иерархична, и ее стержень ядро, которое связано с коллективной памятью и историей группы.

Периферические элементы представления организованы вокруг ядерных. Эмпирические исследования ядра и периферии социальных представлений в течение последних лет проводились непрерывно. В частности, было установлено, что структура представления зависит от изменения аттитюда, но меняется при этом только периферическая система, а ядро остается стабильным.

Автор другого направления «Организующие принципы метасистемы» У. Дуаз. Он затрагивает один из самых «узких» моментов в концепции Московичи: как индивидуальная когнитивная деятельность индивидов связана с феноменами коллективного сознания, выясняет, какова логика происхождения коллективных феноменов социальных представлений из индивидуальных ментальных структур (личностных позиций, ценностей и установок). Т. П. Емельянова отмечает жизнеспособность этой модели и возможность с ее по-мощью проводить политико-психологические кросскультурные исследования. Следующее теоретическое направление в рамках концепции социальных представлений звучит как «Подход через эпистемологию со-циальных представлений» Ивана Маркова. Он предлагает систему взглядов, которая призвана уточнить эпистемологический статус концепции, связывая ее с различными теориями знания, а также вписать феномен социальных представлений в панораму существующих взглядов на социальное мышление. Ключевыми понятиями, вводимыми им в связи с этим, являются понятия когнитивной дифференциации и когнитивной глобализации. В. Вагнер, автор такого направления, как «Коллективный коупинг», предлагает изучать не только содержание социальных представлений, образы, метафоры, изображения, но и процесс их образования — репрезентирование. Опираясь на положение Московичи о том, что имеет смысл изучать социальные представления, предмет которых значим для социальной группы и вызывает общественный дискурс, Вагнер изучает такой предмет, как неожиданные последствия или побочные эффекты коллективных действий, который требуют чтобы группа справлялась с ними.

Несмотря на видимое различие представленных направлений, все они, на наш взгляд, в разных терминах определяют ряд общих характеристик социальных представлений.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ТЕМА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУЩЕГО
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЗАБЫВАНИЯ.
ТЕМА 16. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО, МАРГИНАЛЬНОСТЬ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Анищенкова Ю.Н нравственные представления в контексте психоаналитической теории
1.1.4. Современный этап развития теории принятия решений.
ГЛАВА I СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРЕЖИВАНИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМАЛЬНОМ И ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ
Силина А.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
Добавить комментарий