СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Интерес к вопросу психологического изучения сферы искусства не ослабевал никогда. Художественная деятельность являлась предметом повышенного внимания для представителей философской мысли, эстети-ки, эмпирической и гуманистической психологий, практики психотерапии, отечественного и зарубежного литературоведения и т. д. По мнению Б. Ф. Сорокина, философское рассмотрение творчества предполагает ответы на такие вопросы как: а) как вообще возможно творчество как порождение нового? б) каков онтоло-гический смысл акта творчества? [3; 6].

В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на эти вопросы. С конца XIX до начала XX в. на развитие психологии литературного творчества оказали влияние теория И. Канта, неокантианство, позитивизм и диалектический материализм, которые стали своеобразными общенаучными основами в ре-шении вопросов психологии литературного творчества. Литературоведческая наука изучает художествен-ную литературу с позиций ее сущности и специфики, происхождения, общественной функции, закономер-ностей литературного процесса. Наиболее близко психология литературного творчества подходит к теории литературы, которая изучает своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной дея-тельности, но при этом сохраняет свою специфику. В эстетике искусство и творчество рассматривается с несколько других позиций. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сооб-щать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т. е. закладывались традиции эстетического анализа.

Анализ не одного произведения искусства, а общих художественных измерений группы искусств, спе-цифики жанра или художественного стиля в большой пространственной и временной перспективе — это эстетический анализ. Психология искусства и психология творчества, несмотря на тесную связь с филосо-фией, литературоведением и эстетикой, имеет свою специфику и сферу исследования. Эстетика есть неко-торая область представлений, область прекрасного, а искусство есть некая деятельность, а именно художе-ственная, которая может быть подвержена психологическому анализу.

Разные психологические школы по-разному понимали эстетику и ее место в науках об искусстве. Так, психологическая школа в литературоведении объявляла эстетику чисто психологической наукой. Л. С. Вы-готский вслед за Т. Липпсом считал, что эстетику можно определить как дисциплину прикладной психоло-гии. Современный исследователь вопросов эстетики и психологии искусства О. А. Кривцун считал послед-нюю достаточно самостоятельной сферой эстетического знания. Таким образом, четкую и однозначную границу между философским, литературоведческим, эстетическим и психологическим пониманием искус-ства и творчества провести очень сложно, но возможно. Эстетика, в отличие от психологии искусства и дру-гих психологических подходов к художнику и творчеству, придает особое значение когнитивным и созна-тельным феноменам, таким, как восприятие. Эстетический опыт и эстетические категории, такие, как гар-мония, высокое качество, вкус и возвышенное — изучаются философией. Философское, литературоведческое и эстетическое изучение искусства, следуя терминологии О. А. Кривцуна, представляет собой обобщенный макроанализ этой сферы человеческой деятельности, а психологический анализ может рассматриваться как специальное психологическое исследование, т. е. преимущественно микроанализ, изучение под конкретным психологическим углом [2; 8].

Разносторонний интерес к психологическим аспектам искусства породил появление целого ряда слож-ных и неоднозначных понятий.

Наибольшие противоречия вызывают такие понятия, как «психология ис-кусства», «психология художественного творчества» и «психология литературного творчества». «Психоло-гия искусства» — это более широкое понятие, в которое «психология художественного творчества» входит лишь как составная часть. «Психология художественного творчества» предполагает изучение только психо-логических механизмов и принципов создания продукта искусства, т. е. изучение психологической активно-сти и деятельности конкретного писателя, художника, музыканта и т. д., результатом которой является ро-ман, картина, симфония. Сюда же следует включать исследование той социальной обстановки, в которой работал автор. «Психология искусства», кроме всего перечисленного, включает в себя объективные психо-логические основы и законы самого произведения искусства как культурного явления, а также оказываемое им психологическое воздействие на воспринимающего субъекта в конкретной жизненной ситуации.

В итоге можно сделать вывод о том, что в сферу «психологии искусства» и «психологии художественного творчества» входят все виды современного искусства и творческой деятельности людей, начиная с литературы и музыки, и заканчивая актерским мастерством и танцами. В связи с этим, актуально введение более частных понятий, таких, как «психология литературного творчества», в сферу которого входит изучение конкретных психологических механизмов и закономерностей создания литературных произведений в конкретных социальных условиях, а также оказываемое ими эмоционально-психологическое воздействие на воспринимающего субъекта в конкретной жизненной ситуации. Особенно это актуально при историческом аспекте вопроса, так как в период наиболее активного и продуктивного становления психологии искусства, как самостоятельной области знания (конец XIX — 30 гг. XX в.) понятия «психология искусства» и «психология художественного творчества» не различались и употреблялись как синонимы, а под «психологией художественного творчества» понималась только психология литературного творчества. Эта ситуация объяснялась особым положением русской классической литературы XIX в. в период разработки психологических аспектов искусства. Литература являлась наиболее популярным, разработанным и признанным видом художественного творчества. А. А. Блок в публицистической статье «Без божества, без вдохновенья» (1921) неслучайно оценивал русскую литературу как всеобъемлющее и объединяющее начало отечественной культуры: «Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга — философия, религия. Общественность, даже ? политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры» [1; 272]. Молодая психология, нуждающаяся в популяризации и общественном признании, именно поэтому обратилась к лучшим образцам русской классической литературы. Кроме этого, художественные тексты давали широчайшую базу для психологических исследований тайн человеческой души. Такая общественная и культурная ситуации предопределила тот факт, что первоначально практически все исследования в области психологии искусства или художественного творчества, по сути, являлись работами по психологии литературного творчества. Именно литература стала первым видом искусства, который подвергся доскональному и всестороннему психологическому исследованию.

Литература

1. Блок А. А. О литературе. М., 1980.

2. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. М., 2000.

3. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества: научно-методическое пособие. Орел, 2000.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СПЕЦИФИКА КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ПЕРИОДА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НОВЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
СПЕЦИФИКА КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ПЕРИОДА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НОВЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА В ОБЩЕНИИ
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Романенко К. Р. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИДЕНТИФИКАЦИЮ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РЕГБОЛЕ
Е. М. Семёнова СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СКАЗКА Г.Х. АНДЕРСЕНА «ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ» И МУЛЬТФИЛЬМ Р. АЛЛЕРСА «THE LITTLE MATCHGIRL»
9.8.2. Содержательная специфика обучения в психологическом вузе. Проблема «хаоса» и «неразберихи» в преподавании психологии
Содержательная специфика обучения в психологическом вузе. Проблема «хаоса» и «неразберихи» в преподавании психологии!
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ПОЛОРО-ЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ВАЖНОМ ФАКТОРЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИСКУССТВА
Психологический анализ трудовых движений
АТРИБУЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Психологический анализ профессиональной деятельности
6.3. Психологический анализ трудовых движений
19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Добавить комментарий