СТАДНИКОВ М.Г. ВИДИМОСТЬ ЭТНИЧЕСКОГО И ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНОГО

Предположение, что культуры отличаются друг от друга, – трюизм. Предположение, что мюзикл «Норд–Ост» захватили чеченские террористы во главе с М.Бараевым, – трюизм. Общественного мнения не существует, отмечал П.Бурдье, в том смысле, что практические действия акторов в современной нам социальной и политической реальности детерминированы теоретической категоризацией со стороны экспертов. Ленуар в «Начала Практической социологии»/2001/ пишет, что бесполезно пытаться определять социальные проблемы через будто бы свойственную им природу или группу населения, которая якобы обнаруживает соответствующие специфические черты. Социальная психология после трудов по психологии масс, исключавшая себя из социального контекста, вплоть до появления работ С.Московичи, Г.Тэджфела и Дж.Тернера и т.д., неизбежно столкнулась с тем, что Дюркгейм в «Методе социологии» называл «предпонятиями», «ложными очевидностями», т.е. заранее заданных, ставших само собой разумеющимися представлениях о своем объекте исследования, отрефлексированных предшествующей наукой. Согласно постулатам статьи «Когнитивная психология как идеология»/1981/ Э.Семисона, – все социально психологические теории воспроизводят существующие культурно–исторические теории, ценности, социальные нормы, закрепляя их в виде психологических законов. Социальная психология принимает на себя функции идеологии, формируя ложное социальное знание, способствуя сохранению существующих социальных практик. «Научный здравый смысл», представляющий собой смесь обыденного сознания и социальных наук в той мере, в какой последние преподаются, начиная со средней школы /Шампань 2001/, присутствует и в интересующем нас социопсихологическом анализе того, что закрепилось в дискурсе большинства социальных наук как межэтнические отношения. Сразу оговоримся, наша цель – не воспроизводить известные утверждения примордиализма и конструкционизма не только ввиду очевидности этой проблематики, но и ввиду отсутствия противоречий между двумя подходами в необходимом нам контексте. Несмотря на кажущуюся разность методологических установок в понимании и описании таких проблем как терроризм, работорговля, территориальные конфликты, антиглобализм, эти два концепта признают участие этничности – «этнического фактора»/культуры, цивилизации/ как одной из универсальной объяснительной категории. Признание присутствия этничности в социальных практиках как биогенетической категории или как конструкта, неприемлемо для нас. Будем понимать этничность в контексте социопсихологических исследований как предпонятие (Дюркгейм), уводящие в сторону не только иррациональности и идеологии, лежащей в основе этнического предпринимательства – терроризма, работорговли, но и любой экспансионистской политики.

В качестве адекватного подхода предложим концепт перехода от социальной мобильности к социальным изменениям Г.Тэджфела и Дж.Тернера.

Вспомним – социальная мобильность, убежденность индивида, что он лично сам может повысить свой социальный статус, социальное изменение – убежденность, что это можно сделать, только через групповое участие. Важным здесь представляется условия такого перехода. Перечислим их: существование жесткой стратификации в обществе /ощущение незаконности такой стратификации/; создание системы убеждений в необходимости социальных изменений; потребность в культивировании жестких межгрупповых границ, осуществляемая через стереотипы, предубеждения предрассудки; явный конфликт интересов между группами; и главное – реализовать индивидуальные потребности в позитивном самоконцепте в приведенных условиях возможно только на уровне межгрупповых отношений. Отсюда исходный тезис – анализ социопсихологической ситуации как этнопсихологической приведет к обратному росту этноценризма, ксенофобии, экстремизма. На примере социопсихологической ситуации в Чечне это отчетливо видно. Настроения, чувства социальной несправедливости, стремление к положительной Я–концепции, не этнической природы: Соседка М.Бараева – «А по поводу, что он захватил заложников? Правильно! Дай Бог ему удачи! Если бы у меня был возраст, сама бы поехала туда» Ф.Таймосханова – заложила бомбу на вокзале в Пятигорске – «Сейчас чеченки–камикадзе – это те девочки, которые ходили на митинги в поддержку Дудаева. За несколько лет они перехоронили всех своих родственников. Э.Газуева – первая живая бомба, взорвала себя и местного коменданта, ее муж и два брата погибли в Дагестане /www.namedni.ru/. Этническая категоризация любых проявлений межгрупповых отношений, терроризма неизбежно натолкнется на стремление социальной группы, понимаемой нами как собрание индивидов, признающих категоризацию себя и действующих на ее основе, добиваться положительных отличий как необходимого условия собственного психологического существования. В этом случае терроризм, работорговля, рискуют стать положительными категориями группы: получить положительные коннатации в групповом сознании, стать необходимым условием достижения положительной Я–концепции ее членов. Когда только через участие или поддержку этнических террористических, экстремистских групп человек сможет осуществлять личное социальное движение.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РАСА, ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
КАКИМИ МЫ ВИДИМ СТУДЕНТОВ СЕГОДНЯ
КАК МЫ ВИДИМ МИР
В глубоком сне мы тоже видим сны
Г.В. Пятакова ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ВИДИМЫМИ ОТЛИЧИЯМИ ВНЕШНОСТИ
За «общий интеллект», по-видимому, отвечают специфические области коры
РАСОВЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
Глава 5. ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ
ГЕНДЕРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Л1ЧНОСТИ
Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
В.А. Кривошеев. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, 2010
Структура и развитие этнической идентичности
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Добавить комментарий