Стасев А.А. Социокультурный подход к проблеме развития психологии творчества

Психология творчества – одна из самых интересных и волнующих областей психологического знания. Между тем именно при ее изучении всегда возникало мно-жество проблем, часть из которых не решена до сих пор. Примером такой проблемы является отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества. Так в более ранних исследованиях под творчеством понимались лишь социально-значимые открытия, но в настоящее время, как пишет Д.Б.Богоявленская, «определение “творческий” становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий». Это и другие изменения во многом связаны с изменяющимся социальным заказом этой области психологии. Поэтому, для того чтобы понять причину этих процессов, необходимо рассмотреть развитие психологии творчества во взаимосвязи с историей развития общества.

Предлагаемый подход к проблеме развития психологии творчества, основан на учении американских социологов и политологов Д.Белла, З.Бжезинского и А.Тоффлера, согласно которому каждое общество в своем развитии проходит три стадии (формации): доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. В этой теории делается акцент на экономическом факторе, однако перевороты, происходящие в экономике, влекут за собой изменения в других сферах общественной жизни, в том числе и в отношении общества к творческой деятельности. Так, на первой, доиндустриальной, стадии ведущей экономической деятельностью было сельское хозяйство. Долгое время, вплоть до XIX века, творчество ценилось мало и считалось лишь одним из видов досуга. Но, тем не менее, именно на этом этапе впервые возник интерес к процессу художественного и научного творчества, под которым тогда понималась исключительно деятельность, связанная с созданием объективно нового и социально значимого продукта. Исследования в этой области касались природы творчества, фаз творческого процесса, способностей к творчеству, качеств творческой личности.

Следующей стадией развития общества, которая длится по сей день, является индустриальное общество. Эта формация характеризуется активным развитием промышленности, которое обусловливается развитием науки. И именно изучение процесса научных открытий и изобретений вышло на первый план в середине XX века. Так был поставлен вопрос о значении личности в науке, который постепенно трансформировался в общую тенденцию к деперсонификации науки, которая была выражена Э.Борингом: «История науки стала бы более научной, если бы могла избавиться от культа личности».

Таким образом, было поставлено под сомнение первичное значение личности в научном творчестве и всячески подчеркивалось значение «группового думания». Кроме того, именно на этой стадии творчество изобретателя начинает рассматриваться отдельно от научного творчества.

Разницу между ними сформулировал С.Л.Рубинштейн: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или прием, который разрешает определенную проблему. Это – нечто иное, чем разре-шить теоретическую проблему, в которой нужно учесть огромное количество абстрактно выделенных условий». Однако некоторые ученые не согласны с категорическим делением изобретений и научных открытий. Так, Ж.Адамар подчеркивал, что изобретения и открытия происходят в абсолютно одинаковых психологических условиях.

Социокультурный подход позволяет не только объяснить происходящие в психологии творчества изменения, но и дает возможность предсказать дальнейшее раз-витие этой области. Так XXI век – это время перехода общества к постиндустриальной стадии, на которой характерной сферой экономической деятельности станет сфера услуг. По-видимому, в новой формации будут продолжены исследования в области практического применения знаний психологии творчества, однако если сейчас эти знания применяются в основном в сфере научного и изобретательского труда, то в дальнейшем сфера их применения будет расширена. Вероятно, встанет вопрос о способах воспитания творческих способностей людей, которое, по мнению академика П.Л. Капицы, «основывается на развитии самостоятельности мышле-ния». Эта проблема будет стоять особенно остро в новом обществе, так как ограниченное использования творческого мышления журналистами, дизайнерами, психологами, менеджерами и представителями ряда других профессий приводит к стандартным результатам («штампам»), которые не смогут в полной мере удовлетворить возросшие потребности общества.

Рассмотрение психологии творчества и других сфер психологического знания в динамике их развития позволяет не только объяснить происходящие в них изме-нения, но и примерно определить тип будущего социального заказа нашей науке. А это, в свою очередь, позволяет заранее начинать исследования в новых областях, чтобы в дальнейшем иметь возможность оперативно решать волнующие общество проблемы и резко повышает авторитет психологии в системе других наук.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СТАСЕВ А.А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПСИХО-ЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
Черняновская И.А. Системно-синергетический подход к проблеме развития личности
ЧЕРНЯНОВСКАЯ И.А. СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ В СВЕТЕ ИН-ТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
4.2. Креативность и творчество в зеркале транскоммуникативного подхода
Серавин А.И., Шаронова П.А. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА
ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Г л а в а ПСИХОЛОГИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ
ГЛАВА 17. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ЭФФЕКТИВНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПРИЯТНОГО ТОНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
8.3.2 Сложные проблемы, творчество и открытие
11.3.4. Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
ТВОРЧЕСТВО И ТРАДИЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Добавить комментарий