СТЕРЕОЭФФЕКТ ПУЛЬФРИХА


Рис. 8.11. Схематическое изображение стереоэффекта

Рис. 8.11. Схематическое изображение стереоэффекта

Пульфриха
а б
Когда наблюдатель, один глаз которого прикрыт фильтром, смотрит на маятник, описывающий прямую дугу в плоскости, перпендикулярной линии его взгляда, ему кажется, что маятник описывает эллипс. Причиной этого являются «отложенные сигналы» оттого глаза, который прикрыт фильтром. Перцептивный эффект проявляется в кажущемся смещении отвеса маятника в сторону от наблюдателя при его движении слева направо, т. е. от участка поля зрения, прикрытого фильтром, к участку без фильтра айв смещении к наблюдателю, когда отвес маятника смещается в противоположном направлении б.
В обоих случаях - ива, и в б - кажущиеся траектории, созданные сериями интерпретированных позиций отвеса маятника, соответствуют серии визуальных сигналов, которые достигли бы обоих глаз, если бы отвес маятника действительно то удалялся от наблюдателя, то приближался бы к нему, т. е. если бы отвес маятника двигался вглубь
Интересное перцептивное искажение физического движения, известное как стереоэффект Пульфриха, возникает в тех случаях, когда оба глаза стимулируются одним и тем же внешним событием, но интенсивность освещения разная. Схематически этот эффект представлен на рис. 8.11.
Отвес маятника совершает возвратно-поступательное прямолинейное движение в плоскости, перпендикулярной взгляду наблюдателя. Однако когда наблюдатель смотрит на него обоими глазами, но один из них прикрыт темным фильтром (т. е. когда он в солнечных очках с одним темным стеклом), ему кажется, что отвес маятника движется по эллиптической траектории, то приближаясь к нему, то уда* ляясь.
По мнению Грегори (Gregory, 1973) и других авторов (Brauner & Lit, 1976; En- right, 1970), причина этого искажения — зависимость времени реакции зрительной системы от интенсивности стимуляции.
Фильтр уменьшает количество света, по* падающего в один глаз, что, в свою очередь, вызывает незначительную, но существенную с нейронной точки зрения задержку поступления сигнала от глаза в мозг. Следовательно, в любой момент кажущаяся позиция отвеса маятника, восприииг маемая глазом через фильтр, немного отстает от позиции, воспринимаемой глазом без фильтра, в результате чего позиции, в которых оба глаза видят отвес маятника, несколько отличаются друг от друга. Во время движения маятника слегка отличные друг от друга кажущиеся позиции отвеса, возникшие вследствие задержки сигнала от глаза с фильтром, соответствуют картине, созданной такой стимуляцией глаз и мозга, которая была бы, если бы маятник действительно двигался вглубь по эллиптической траектории. Иными словами, зрительная система тщательно сравнивает и «примиряет» несогласованную информацию, полученную мозгом от обоих глаз, тем, что воспринимает реальное движение в искаженном виде: наблюдателю кажется, что отвес маятника движется вглубь по эллиптической траектории.
Ирония заключается в том, что это явление описано и объяснено в 1922 г. немецким физиком Карлом Пульфрихом, которому не довелось испытать его на собственном опыте, ибо он был слеп на один глаз. (Подробное описание методологии изучения стереоэффекта Пульфриха и предполагаемых процессов, лежащих в его основе, читатель может найти в Emerson & Pesta, 1992; Fineman, 1981; Walker, 1978.)
<< | >>
Источник: X. Р. Шиффман. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 5-е издание. 2003

Еще по теме СТЕРЕОЭФФЕКТ ПУЛЬФРИХА:

  1. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
  2. ВЫВОДЫ
  3. ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДВИЖЕНИЯ
  4. ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ (DEPTH PERCEPTION)
  5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
  6. СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ.
  7. ГЛАВА ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
  8. ЦИКЛОПИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
  9. 4.3. Концепция и практика транс-арта
  10. ГЛОССАРИЙ
  11. ГАЛЬПЕРИН П. Я.. Введение в психологию, 2000
  12. ПРЕДИСЛОВИЕ
  13. Глава1 Основы психологии
  14. § 1. СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА
  15. § 2. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАДИЦИПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
  16. § 3. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  17. Глава 2 Диалектический материализм о психике
  18. § 1. ЛЕНИН О ПРЕДМЕТЕ ОТДЕЛЬНОЙ НАУКИ
  19. ЛЕНИН О ПОНЯТИИ МАТЕРИИ, «ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ»
  20. ПСИХИКА — ОСОБОЕ СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ