СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ.

В типичной ситуации бинаурального звуковосприятия и левое, и правое ухо стимулируются сигналами, источники которых расположены на разном удалении от них, вследствие чего сами сигналы незначительно отличаются друг от друга по времени прибытия и интенсивности. Следовательно, чтобы записать акустическую картину, точно воспроизводящую активное бинауральное звуковосприятие, нужно иметь два разных микрофона и поместить их как можно ближе к слуховому каналу каждого уха. Записанные таким образом звуки сохраняют все обычно слышимые бинауральные различия (включая и те, что являются следствием влияния ушной раковины, о которой будет рассказано ниже).

Когда две не зависимые друг от друга записи воспроизводятся с помощью специальной аппаратуры через стереонаушники, они в точности воспроизводят исходную акустическую картину.

Стереофоническое звуковосприятие, представляющее собой уникальное ауди- альное явление, возможно только в том случае, когда стереофонические записи воспроизводятся на специальной аппаратуре, имеющей два не зависимых друг от друга звуковоспроизводящих канала (наушника), с помощью которых уши стимулируются сигналами, несколько отличными друг от друга. Однако современная «коммерческая» стереофония базируется не столько на воспроизведении бинау- ральных различий, сколько на смешении разных звуковых сигналов в студии звукозаписи. Современная стереофония основана на записи звуков, улавливаемых несколькими микрофонами. Инженеры-акустики, специализирующиеся в области стереофонии, избирательно распределяют звуки, записанные с помощью нескольких микрофонов, на два канала, в результате чего при воспроизведении звукозаписи левое и правое ухо стимулируются по-разному и возникает стереоэффект. Более того, стереостимуляция создается почти исключительно за счет различия в интенсивности в двух каналах, различие во времени играет значительно меньшую роль (Moore, 1989).

Сейчас читателю уже понятно, что если звуки приходят только по одному каналу или если один канал настроен на большую интенсивность, чем второй, то для слушателя источник звуков будет локализован в направлении этого канала. Само собой разумеется, что при равной интенсивности звуков они будут восприниматься так, словно их источник равноудален от обоих каналов.

4. Срединная плоскость неподвижного слушателя

4. Срединная плоскость неподвижного слушателя

Любой звук, возникающий на срединной плоскости находящегося в покое слушателя, всегда равноудален от обоих ушей. А это значит, что локализация звука невозможна, ибо нет ни интераурального различия, ни различия в интенсивности

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЕ ДИСПЛЕИ
КАППА-ЭФФЕКТ
ЭФФЕКТ ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ
ЭФФЕКТЫ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ
ЭФФЕКТ ПОРЯДКА
НЕОБЩИЕ ЭФФЕКТЫ
ТАУ-ЭФФЕКТ
ЭФФЕКТ ПРОГРЕССИИ
ОСНОВНОЙ ЭФФЕКТ
ЭФФЕКТ НАКЛОНА.
ЭФФЕКТ ПЕРЕДАЧИ
ЭФФЕКТ КОГОРТЫ
ЭФФЕКТ
ЭФФЕКТ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ ДВИЖЕНИЯ
ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ ЭФФЕКТА
Добавить комментарий