Столбченко А.С. Проблема взаимосвязи религиозной идентичности и прощения

Становление «нового», постсоветского общества в России сопровождается социально-духовным кризисом, заключающимся в отрицании тех результатов, что были достигнуты в советское время и стремлении к духовному возрождению. Многие подразумевают под этим религиозное возрождение, в том числе возвращение церкви той роли, которую она играла в становлении духовности в дореволюционном обществе. В связи с этим в настоящее время в науке, СМИ все шире используются понятия, так или иначе связанные с понятиями духовного и религиозного возрождения.

Большинство авторов понимают религиозную идентичность как составную часть социальной идентичности личности, которая подразумевает осознание своей принадлежности к определенной религии.

В последнее время также интерес исследователей вызывает проблема прощения. Так, Э.А. Гассин определяет проявление прощения в межличностных отношениях как решение: 1) отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, незаслуженно обидевшего вас; 2) поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика..

Знакомясь с христианскими текстами можно обнаружить, что в такого рода литературе прощение занимает особое место. Христианство и, в частности, православие, не просто поощряет прощение как таковое, а именно прощение без каких-либо условий. В центре прощения, которое дарует один человек другому, – нравственная любовь, любовь к ближнему («возлюби ближнего как самого себя»), а также готовность понять и принять обидчика, готовность признать, что другой человек имеет право на ошибку. К обидевшему человеку можно испытывать только симпатию, а проявление гнева, которое часто возникает у человека после того, как ему нанесли обиду, должно обязательно искореняться. Сострадание и смирение – необходимые факторы прощения по канонам православия. Стремление к примирению и чувство доверия к обидчику во многих психологических моделях необязательны. Но с точки зрения православия и примирение, и доверие должны сопутствовать любому акту прощения. Православная церковь подчеркивает решающее значение прощения и для духовного роста личности и общества: именно в этой религии распространены обряды прощения перед началом великого поста и перед смертью.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что чем выше степень религиозной идентичности человека (православного), тем сформированнее его готовность безусловно прощать. Другими словами, чем более человек верит, тем более он умеет прощать обидчика, не ожидая с его стороны благодарности за это, не ожидая шагов к примирению и извинения за нанесенную обиду. (Сюда не относится установка «Я прощаю, так как мне велит это делать моя религия»). Изучение этой взаимосвязи в современных условиях возрождения интереса к православию и будет предметом нашего дальнейшего эмпирического исследования.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРОЦЕДУРА ПРОЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОБЛЕМЫ
КОГДА ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОШЕЛСЯ ПО ВСЕМ ПУНКТАМ ПРОЩЕНИЯ, ПЕРВАЯ МЫСЛЬ: МЫ ВСЕХ ПРОЩАЕМ, А ЯВНО НЕ ХВАТАЕТ ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ У НИХ ЖЕ.
Кузьмин М.Ю., Богданович Н.Г. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И ИДЕНТИЧНОСТИ
Хаматкоева Л. Б. Шукашвили В. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
Гранова Екатерина Дмитриевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ЮРИСТОВ
Шмидт Ю.О., Исаев Д.Д. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЦНС У ЖЕНЩИН
Борисов Р. В. ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Корчалова Н.Д. О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА
В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
О.В. САМАРИНА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СЛОЖНОЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
СМЕТАНОВА Ю.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПОТЕРИ ВЕРЫ И ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ
СМЕТАНОВА Ю.В. ДИАЛОГ С БОГОМ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
С. В. Александрова МЕТА-АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Сметанова Ю.В. Исследование феномена потери Веры и проблемы идентичности в проте-стантизме
ПОНЯТИЕ «НАЦИЯ» КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ
Комарова О.Н. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА И ВОЛИ
Добавить комментарий