СТОЛЯРОВА П.П. ОБРАЗ «Я» КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Решение задачи создания целостной и непротиворечивой теории развития ребенка невозможно без глубокого и детального изучения процесса становления само-сознания в норме и того своеобразия, которое оно приобретает в ходе дизонтогенетического развития. В большинстве исследований самосознания были получены факты, касающиеся различных характеристик образа «Я», его структурных особенностей в связи с порождающими их факторами – деятельностью и общением. Эти факты вскрывают значение различных видов и форм общения для становления самосознания, обнаруживают различную значимость общения со взрослым и со сверстником, роль близких взрослых в формировании конкретных характеристик образа «Я», раскрывают вклад индивидуальной и совместной деятельности в развитии самосознания.

Образ «Я», в отличие от простого представления, включает в себя не только когнитивные, но и аффективные компоненты. Обладая всеми характеристиками обра-за, он носит вторичный по отношению к объективной реальности характер и формируется опосредованно. Имея сложную архитектонику, обусловленную в, частно-сти, гетерохронностью различных его компонентов. Образ «Я» диалогичен и динамичен по своей природе, так как в рамках самосознания сам субъект становится для самого себя объектом самостоятельного отражения. Функционально самосознание и образ «Я» как его ядерное образование выражается не только в деятельности самоотражения. Осуществляя регуляцию собственной активности, самосознание формирует базис, на котором развивается личность, свободная и по отношению к обстоятельствам своей жизни, и по отношению к собственным мотивам, а ее активность перестает ограничиваться задачами адаптации и установления равновесия.

Структурная организованность образа «Я» традиционно определяется как целостный аффективно-когнитивный комплекс, где под когнитивным компонентом об-раза «Я» понимается представление личности о себе, тем самым акцентируется внимание на его связи с познавательными процессами личности. Аффективная часть, условно абстрагированная от знания, определяется как самооценка – эмоциональное и оценочное отношение к себе.

Может существовать множество различных самооценок: ситуативных и обобщенных, относительно постоянных; общих, нерасчлененных и относящихся к отдельным формам активности, конкретным качествам субъекта. Предположение о наличии временных аспектов в структуре образа «Я» также можно считать традиционным.

Понимая образ «Я» как основной продукт коммуникативной и предметной деятельности, мы видим путь его формирования как развитие от части к целому, ос-новную роль в котором играет аналитико-синтетическая деятельность мышления. Можно говорить о наличии ядерного и периферийного образования в структуре образа «Я». В качестве принципа, согласно которому происходит это своеобразное разделение, полагается субъективная значимость оценочных знаний о себе, род-ственная личностным смыслам в понимании А.Н.Леонтьева. Деятельность, обладающая субъективной значимостью и детерминирующая формирование либо изме-нение образа «Я», всегда несет в себе мощный эмоциональный компонент, который, в сущности, и представляет собой периферию образа. Под воздействием упоря-дочивающей функции мышления эмоциональный компонент проходит стадию переживания и проживания, наполняется субъективными значениями и обретает лич-ностный смысл, перемещаясь к схематично обозначенному ядру образа «Я». Признавая единство эмоциональной и интеллектуальной деятельности и невозможность их разделения, мы говорим не о «чистой» аффективной периферии образа «Я» и его рациональном ядре, а об эмоциональном знании и рациональном аффекте в его структуре.

Таким образом, анализ основных феноменов и закономерностей онтогенеза самосознания – одного из самых важных и сложных вопросов психологии развития – должен осуществляться на основе изучения его различных проекций (образов целого), сохраняющих в себе принципы целостности и системности. Так, при исследо-вании самосознания в качестве такой проекции может выступать образ «Я».

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Столярова П.П. Образ «я» как предмет психологического анализа
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПО-НЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Щербакова О.В. Научное мышление как предмет психологического анализа
Солодухо А.С. Научный психологический дискурс КАК ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА
Столярова П.П. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА-Я У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ
ГЛАВА 2. БЕСПОМОЩНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Коростылева Л.А. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Добавить комментарий